Страница:Geroi i dejateli russko tureckoj vojni 1877 1878.pdf/157

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

леніяхъ оборонительной линіи, подъ сильнимъ огнемъ непріятеля, нѣсколько разъ покушавшагося вести подкопы къ редуту Шварца, подъ огнемъ непріятеля и при усиленномъ бомбардированіи 4-го бастіона и отбитіи непріятельской вылазки въ числѣ 12,000 человѣкъ на траншеи между 5 и 6 бастіонами, генералъ-лейтенантомъ Хрулевымъ, при отраженіи непріятеля отъ волынскаго и селенгинскаго редутовъ, камчатскаго люнета и корниловскаго бастіона, при усиленной бомбардировкѣ корабельной стороны и передовыхъ редутовъ, при отраженіи непріятеля отъ забайкальской батареи, во время усиленной канонады, въ ночь съ 5-го на 6-е іюня, всей оборонительной линіи Севастополя, при отбитіи штурма 24-го августа, во время усиленной бомбардировки 1-го и 2-го отдѣленій; 26-го числа при сосредоточеніи непріятельскаго огня противъ лѣваго фланга и при штурмѣ Севастополя съ 27-го на 28-е августа, вмѣстѣ съ войсками севастопольскаго гарнизона, онъ перешелъ съ южной на сѣверную сторону.

При третьемъ бомбардированіи Севастополя, въ ночь съ 5-го на 6-е іюня, подполковникъ Циммерманъ былъ контуженъ осколками бомбы и камнями въ правую ногу и лѣвый пахъ. По истиннѣ удивительно, какимъ образомъ Циммерманъ остался живымъ: пролетѣвшее ядро оторвала половину плаща его, но онъ остался невредимъ. Случай этотъ весьма рѣдкій, но пролѣти ядро на одинъ волось ближе къ Циммерману и его бы не стало. За отличіе по службѣ, онъ, 22-го августа 1855 года былъ произведенъ въ полковники. Въ 1860 году, по Высочайшему повелѣнію, Циммерманъ былъ назначенъ командующимъ войсками Заилійскаго края и получилъ приказаніе двинуться противъ коканцевъ и, занявъ рядъ коканскихъ крѣпостей, содѣйствовать соединенію пограничной линіи сибирской съ пограничною линіею оренбургскою. Въ то время степные походы были нелегки. Войска наши съ ними небыли знакомы; на Коканъ, Хиву и Бухару смотрѣли какъ на серьезнаго врага и потому возложенное на Циммермана порученіе считалось весьма труднымъ, да къ тому же и средства, ему представленныя, были не велики. Въ этомъ походѣ онъ взялъ крѣпости Токмакъ и Пиштехъ, былъ произведенъ въ генералъ-маіоры и получилъ орденъ Станислава 1-ой степени. Въ 1862 году, онъ назначенъ начальникомъ штаба виленскаго военнаго округа, а въ 1863 году, тамъ вспыхнуло польское возстаніе. Онъ былъ начальникомъ штаба какъ при Назимовѣ, такъ и при Муравьевѣ. Послѣдній сначала отнесся было къ генералу Циммерману съ недовѣріемъ, но потомъ ознакомившись съ его дѣятельностью и характеромъ, увидѣлъ въ немъ ближайшаго и самаго дѣятельнаго себѣ помощника. Ровность и спокойность характера, стойкость, терпимость и отличное пониманіе военнаго дѣла отличали рѣзко генерала Циммермана отъ другихъ.

Тот же текст в современной орфографии

лениях оборонительной линии, под сильным огнем неприятеля, несколько раз покушавшегося вести подкопы к редуту Шварца, под огнем неприятеля и при усиленном бомбардировании четвертого бастиона и отбитии неприятельской вылазки в числе двенадцати тысяч человек на траншеи между пятым и шестым бастионами, генерал-лейтенантом Хрулевым при отражении неприятеля от Волынского и Селенгинского редутов, Камчатского люнета и Корниловского бастиона, при усиленной бомбардировке Корабельной стороны и передовых редутов, при отражении неприятеля от Забайкальской батареи, во время усиленной канонады в ночь с 5-го на 6 июня всей оборонительной линии Севастополя, при отбитии штурма 24 августа, во время усиленной бомбардировки первого и второго отделений; 26-го числа при сосредоточении неприятельского огня против левого фланга и при штурме Севастополя с 27-го на 28 августа вместе с войсками севастопольского гарнизона он перешел с южной на северную сторону.

При третьем бомбардировании Севастополя в ночь с 5-го на 6 июня, подполковник Циммерман был контужен осколками бомбы и камнями в правую ногу и левый пах. Поистине удивительно, каким образом Циммерман остался живым: пролетевшее ядро оторвало половину плаща его, но он остался невредим. Случай этот весьма редкий, но пролети ядро на один волос ближе к Циммерману и его бы не стало. За отличие по службе он 22 августа 1855 года был произведен в полковники. В 1860 году по высочайшему повелению Циммерман был назначен командующим войсками Заилийского края и получил приказание двинуться против коканцев и, заняв ряд коканских крепостей, содействовать соединению пограничной линии Сибирской с пограничною линией Оренбургскою. В то время степные походы были нелегки. Войска наши с ними не были знакомы; на Кокан, Хиву и Бухару смотрели как на серьезного врага и потому возложенное на Циммермана поручение считалось весьма трудным, да к тому же и средства, ему представленные, были невелики. В этом походе он взял крепости Токмак и Пиштех, был произведен в генерал-майоры и получил орден Станислава 1-ой степени. В 1862 году он назначен начальником штаба Виленского военного округа, а в 1863 году там вспыхнуло польское восстание. Он был начальником штаба как при Назимове, так и при Муравьеве. Последний сначала отнесся было к генералу Циммерману с недоверием, но потом, ознакомившись с его деятельностью и характером, увидел в нем ближайшего и самого деятельного себе помощника. Ровность и спокойность характера, стойкость, терпимость и отличное понимание военного дела отличали резко генерала Циммермана от других.