Страница:БСЭ-1 Том 48. Рави - Роббиа (1941).pdf/71

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Тамбовского и Нижегородского районов. Восстание докатилось до Рязани. Хотя сам Р. и на был в районе Пензы, но восставшие в две недели (осень 1670) взяли все пензенские города и крепости. Здесь особенно отличался отряд восставших под предводительством Харитонова. — На запад от Симбирска восставшие крестьяне, вместе с пришедшими на помощь им отрядами Харитонова, заняли ряд городов по симбирской укрепленной черте: Корсунь, Атемар, Инсар, Саранск. Города сдавались без боя, один Саранск оказал нек-рое сопротивление. Затем движение распространилось на юг. Были заняты Пенза, Наровчат, Верхний Ломов, Нижний Ломов и Керенск, восстание распространилось до Тамбова. В районе этих городов поднималось массовое восстание крестьян под руководством местных вождей, расправлявшихся с помещиками. В Нижнеломовском и в ряде других уездов к движению примкнули будники (рабочие поташных заводов). На северо-запад от Симбирска в алатырском направлении против помещиков и царского воеводы Бутурлина поднялись чуваши, черемисы, мордва и русские крестьяне. На помощь им спешил отряд Максима Осипова (Нечая). Алатырь был взят, оборонявшие его дворяне во главе с воеводой сгорели вместе с собором, куда они укрылись во время приступа.

В районе Темникова действовал крестьянский отряд Белоусова. В Нижегородском районе главными очагами восстания явились села Лысково и Мурашкино. Эти села принадлежали до 1664 боярину Морозову, а с 1664  — царю. Там имелись принадлежащие царю поташные заводы, рабочие к-рых составили основное ядро восставших. При известии о приближении Р. лысковцы и мурашкинцы восстали и позвали на помощь отряд Осипова, к-рый и пришел сюда 1/Х 1670. Когда воевода Ю. Долгорукий, руководивший действиями царских войск по подавлению восстания Р., послал в. Лысково и Мурашкино с нарочным грамоты царя с увещеваниями прекратить восстание, то крестьяне, избив нарочных, царские грамоты «изодрали» и говорили «непристойные слова».

В Мурашкине было перебито начальство. Лысковский воевода успел бежать. Затем крестьяне приступили к осаде Макарьевского Желтоводского монастыря. Лысковцы и мурашкинцы с большим озлоблением относились к соседнему Желтоводскому монастырю. Монастырь был очень богат, имел большие промыслы, вел обширную торговлю и эксплоатировал окрестных крестьян. Несколько дней разницы осаждали монастырь, а затем пошли на приступ. Но приступ был отбит. Осипов ушел в Лысково, а через несколько дней, крестьяне, вместе с отрядом разница Микитинского, вновь осадили монастырь и взяли его.

Восставшие сожгли хозяйственные постройки монастыря, забрали оклады с икон, церковную утварь и монастырскую казну. Разницы «пограбили животы» также в нижегородских селах Троице-Сергиева монастыря; на монастырском дворе в с. Варварском они «передрали и сожгли» старинные крепостные документы и «всякие вотчинные письма». Восстали крестьяне также и в промышленных селах Павлове и Ворсме и в селе Горбатове, вотчине суздальского Спасо-Ефимьевского монастыря, где действовал отряд крестьян в 5.000 чел. Разницы не щадили монастырского и церковного имущества, нередко они жгли церкви и дома попов.Восставшие крестьяне вместе с частью отряда Осипова взяли города Ядрин, Василь и Козьмодемьянск. В отряде, занявшем г. Козьмодемьянск, было до 15 тыс. крестьян. Отряд, посланный Разиным из-под Симбирска вдоль берега Волги, попал в полосу сплошных крестьянских восстаний, поднимавшихся против феодального гнета. К русским, татарам, чувашам и мордве Цивильского уезда Р. послал специальное письмо. 11/XI 1670 цивильские чуваши, соединившись с казанскими чувашами и татарами, огромной толпой отправились к Цивильску/ избивая помещиков и богатых горожан. Вспыхнуло восстание в Тетюшском уезде, затем стали подниматься крестьяне Свияжского, Чебоксарского, Кокшайского и Цивильского уездов. Здесь восстали, гл. обр., черемисы и чуваши. Крестьяне с. Чундырь (вотчины крутицкого митрополита) уничтожили крепостные записи и, соединившись с чувашами и черемисами, осадили Кокшайск. По симбирской и саранской черте в полосе сплошного крестьянского восстания отряды Р. дошли до Тамбова, но взять этот город им не удалось.

С Дона к Тамбову также подошел отряд атамана Никиты Чертенка. Небольшие казацкие отряды направились в Заволжье, доходили до Тотьмы и Устюга, возбуждая везде крестьянские волнения.

Народное восстание распространилось также и на Украину. Брат Разина Фрол с Дона направился к Коротояку и Воронежу. На «украинные города» пошли также Леско Григорьев Черкашенин, названный брат Р., и Федька Шадра. При поддержке разинцев произошли восстания в Чугуеве, Змиеве, Цареве-Борисове и в других городах. Но успех восставших здесь был кратковременный.

Поражение восстания Р. В то время как стихийно развертывалось огромное по силе и размаху народное восстание, охватившее почти половину государства, Р. сам около месяца простоял под Симбирском, осаждая городок и его крепость. Несколько раз он шел на приступ, но все неудачцо. Разинское войско не владело техникой осады крепостей. Промедление под Симбирском дало возможность правительству царя Алексея Михайловича стянуть к Симбирску сильные войска. К началу октября 1670 к Симбирску подошел Юрий Барятинский с отборным войском, составленным преимущественно из хорошо вооруженных, обучен^ ных западно  — европейскому строю рейтаров, набиравшихся из дворян и детей боярских.

Для этих людей разницы были классовыми врагами, они дрались с ожесточением и благодаря боевой подготовке имели большое преимущество над крестьянскими отрядами. Войско Р. представляло плохо организованную массу, и лишь небольшая часть его была хорошо вооружена; большинство дралось кистенями, косами, вилами и т. д. После жестокого боя 1/Х 1670, где разницы бились с величайшей отвагой, они были разбиты. Р. был ранен и вынужден с отрядом казаков уйти на Дон.

Неудача Р. под Симбирском не прекратила крестьянского восстания; оно продолжало расти и шириться, охватив весь Нижегородский край, распространилось на район между Волгой и Окой и дальше. Но разрозненные, плох© вооруженные крестьянские отряды, лишенные организующего центра, несмотря на величайшую храбрость, не могли противостоять войскам, к-рые правительство в больших количе-