Страница:Взаимная помощь как фактор эволюции (Кропоткин 1907).pdf/212

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

который мы считаемъ современною побѣдою, былъ въ сущности древнимъ средневѣковымъ учрежденіемъ; это былъ банный день для значительной части членовъ общины, a послѣ-обѣденное время по средамъ было баннымъ временемъ для Geselle[1]. И хотя въ то время еще не существовало школьныхъ завтраковъ — вѣроятно потому, что дѣтей не посылали въ школу голодными, — выдача денегъ на баню дѣтямъ, если этотъ расходъ былъ затруднителенъ для ихъ родителей, представляла обычное явленіе въ разныхъ городахъ. Что же касается до рабочихъ конгрессовъ, то и они также были обычнымъ явленіемъ въ средніе вѣка. Въ нѣкоторыхъ частяхъ Германіи ремесленники одного и того же ремесла, но принадлежавшіе къ различнымъ общинамъ, обыкновенно собирались ежегодно для обсужденія вопросовъ, относящихся къ ихъ ремеслу, для опредѣленія сроковъ ученичества, условій путешествія по своей странѣ, считавшагося тогда обязательнымъ для всякаго рабочаго, заработной платы и т. д. Въ 1572 году, города принадлежавшіе къ Ганзейскому союзу формально признали за ремесленниками право собираться періодически на конгрессы и принимать всякаго рода резолюціи, поскольку послѣднія не будутъ противорѣчить городскимъ уставамъ, опредѣлявшимъ качество товаровъ. Извѣстно, что такіе рабочіе конгрессы, отчасти международные (какъ и сама Ганза), были созваны хлѣбопёками, литейщиками, кожевниками, кузнецами, шпажниками и бочарами[2].

Организація гильдій требовала, конечно, тщатель-

  1. Janssen, l. c. См. также Dr. Alwin Schultz, „Deutsches Leben im XIV und XV Jahrhundert“, grosse Ausgabe, Wien, 1892, стр. 67 и слѣд. Въ Парижѣ длина рабочаго дня была отъ семи до восьми часовъ зимою и до четырнадцати часовъ лѣтомъ въ извѣстныхъ ремеслахъ; въ другихъ же она была отъ восьми до девяти часовъ зимою, и отъ десяти до двѣнадцати лѣтомъ. По субботамъ и въ двадцать пять другихъ дней (jours de commun de vile foire) всѣ работы кончались въ 4 часа по-полудни. А по воскресеньямъ и въ тридцать другихъ праздничныхъ дней вовсе не работали. Въ общемъ выходитъ, что средневѣковый рабочій работалъ меньше часовъ, чѣмъ современный рабочій(Dr. E. Martin Saint-Léon, „Histoire des corporations“, стр. 121).
  2. W. Stieda, „Hansische Vereinbarungen über städtisches Gewerbe im XIV und XV Jährhundert“, въ „Hansische Geschichtsblätter“, Jahrgang 1886, стр. 121; Chönberg, „Wirthschaftliche Bedeutung der Zünfte“; a также отчасти Roscher.
Тот же текст в современной орфографии

который мы считаем современною победою, был в сущности древним средневековым учреждением; это был банный день для значительной части членов общины, a послеобеденное время по средам было банным временем для Geselle[1]. И хотя в то время ещё не существовало школьных завтраков — вероятно потому, что детей не посылали в школу голодными, — выдача денег на баню детям, если этот расход был затруднителен для их родителей, представляла обычное явление в разных городах. Что же касается до рабочих конгрессов, то и они также были обычным явлением в средние века. В некоторых частях Германии ремесленники одного и того же ремесла, но принадлежавшие к различным общинам, обыкновенно собирались ежегодно для обсуждения вопросов, относящихся к их ремеслу, для определения сроков ученичества, условий путешествия по своей стране, считавшегося тогда обязательным для всякого рабочего, заработной платы и т. д. В 1572 году, города принадлежавшие к Ганзейскому союзу формально признали за ремесленниками право собираться периодически на конгрессы и принимать всякого рода резолюции, поскольку последние не будут противоречить городским уставам, определявшим качество товаров. Известно, что такие рабочие конгрессы, отчасти международные (как и сама Ганза), были созваны хлебопёками, литейщиками, кожевниками, кузнецами, шпажниками и бочарами[2].

Организация гильдий требовала, конечно, тщатель-

  1. Janssen, l. c. См. также Dr. Alwin Schultz, «Deutsches Leben im XIV und XV Jahrhundert», grosse Ausgabe, Wien, 1892, стр. 67 и след. В Париже длина рабочего дня была от семи до восьми часов зимою и до четырнадцати часов летом в известных ремёслах; в других же она была от восьми до девяти часов зимою, и от десяти до двенадцати летом. По субботам и в двадцать пять других дней (jours de commun de vile foire) все работы кончались в 4 часа пополудни. А по воскресеньям и в тридцать других праздничных дней вовсе не работали. В общем выходит, что средневековый рабочий работал меньше часов, чем современный рабочий(Dr. E. Martin Saint-Léon, «Histoire des corporations», стр. 121).
  2. W. Stieda, «Hansische Vereinbarungen über städtisches Gewerbe im XIV und XV Jährhundert», в «Hansische Geschichtsblätter», Jahrgang 1886, стр. 121; Chönberg, «Wirthschaftliche Bedeutung der Zünfte»; a также отчасти Roscher.