Страница:Взаимная помощь как фактор эволюции (Кропоткин 1907).pdf/248

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

изъ „Historia“ Россуса и статута Генриха VII-го, въ которыхъ объ этихъ захватахъ говорится подъ заголовкомъ: „гнусности и злодѣянія, вредящія общему благу“[1]. Позднѣе, при Генрихѣ VIII-мъ, было начато, какъ извѣстно, спеціальное разслѣдованіе (Great Inquest) съ цѣлью прекратить захватъ общинныхъ земель, но разслѣдованіе это закончилось санкціонированіемъ расхищенія, въ тѣхъ размѣрахъ, въ какихъ оно уже произошло[2].

Расхищеніе общинныхъ земель продолжалось, и крестьянъ продолжали сгонять съ земли. Но только съ середины XVIII-го столѣтія, въ Англіи, какъ и вездѣ въ другихъ странахъ, установилась систематическая политика уничтоженія общиннаго владѣнія; такъ что слѣдуетъ удивляться не тому, что общинное владѣніе исчезло, а тому что оно могло сохраниться, даже въ Англіи, и „преобладало еще на памяти дѣдовъ нашего поколѣнія“[3]. Истинной цѣлью „актовъ объ огражденіи“ (Enclosure Acts), какъ показано было Seebohm, было устраненіе общиннаго владѣнія[4], и оно было настолько хорошо устранено, когда парламентъ провелъ, между 1760-мъ и 1844-мъ годомъ, почти 4000 актовъ

  1. Dr. Ochenkowski, «Englands wirthschaftlісhe Entwickelung im Ausgange des Mittelalters». (Iena, 1879) стр. 35 и слѣд., гдѣ обсуждается весь этотъ вопросъ съ полнымъ знаніемъ текстовъ.
  2. Nasse, «Ueber die mittelalterliche Feldgemeinschaft und die Einhegungen des XVI Jahrhunderts in England}}», Bonn, 1869), стр. 4, 5; Vinogradov, «Villainage in England», (Oxford, 1892).
  3. F. Seebohm, «The English Village Community», 3-е изд. 1884, стр. 13—15.
  4. «Разсмотрѣніе деталей Акта объ огражденіи, обнаруживаетъ, что вышеописанная система (общиннаго владѣнія) была той системой, устраненіе которой являлось задачей этого акта» (Seebohm, l. с., стр. 13). И далѣе: «эти акты составлялись вообще въ одной и той же формѣ, начиная съ заявленія, что открытыя и общія поля (дѣлянки въ различныхъ поляхъ и пастбища) лежатъ въ различныхъ мѣстахъ небольшими клочками, отличаясь черезполосностью и неудобствомъ расположенія; что различныя лица владѣютъ частями этихъ земель и владѣютъ общими правами на нихъ… и что желательно, чтобы земли были подѣлены и огорожены, при чемъ каждому владѣльцу опредѣлена была бы извѣстная часть“ (стр. 14). Указатель Портера, заключаетъ 3867 такихъ актовъ, изъ которыхъ наибольшее количество падаетъ на декады 1770—1780 и 1800—1820, такъ же какъ и во Франціи. См. Приложеніе XVI-е.
Тот же текст в современной орфографии

из «Historia» Россуса и статута Генриха VII-го, в которых об этих захватах говорится под заголовком: «гнусности и злодеяния, вредящие общему благу»[1]. Позднее, при Генрихе VIII-м, было начато, как известно, специальное расследование (Great Inquest) с целью прекратить захват общинных земель, но расследование это закончилось санкционированием расхищения, в тех размерах, в каких оно уже произошло[2].

Расхищение общинных земель продолжалось, и крестьян продолжали сгонять с земли. Но только с середины XVIII-го столетия, в Англии, как и везде в других странах, установилась систематическая политика уничтожения общинного владения; так что следует удивляться не тому, что общинное владение исчезло, а тому что оно могло сохраниться, даже в Англии, и «преобладало еще на памяти дедов нашего поколения»[3]. Истинной целью «актов об ограждении» (Enclosure Acts), как показано было Seebohm, было устранение общинного владения[4], и оно было настолько хорошо устранено, когда парламент провел, между 1760-м и 1844-м годом, почти 4000 актов

  1. Dr. Ochenkowski, «Englands wirthschaftlисhe Entwickelung im Ausgange des Mittelalters». (Iena, 1879) стр. 35 и след., где обсуждается весь этот вопрос с полным знанием текстов.
  2. Nasse, «Ueber die mittelalterliche Feldgemeinschaft und die Einhegungen des XVI Jahrhunderts in England}}», Bonn, 1869), стр. 4, 5; Vinogradov, «Villainage in England», (Oxford, 1892).
  3. F. Seebohm, «The English Village Community», 3-е изд. 1884, стр. 13—15.
  4. «Рассмотрение деталей Акта об ограждении, обнаруживает, что вышеописанная система (общинного владения) была той системой, устранение которой являлось задачей этого акта» (Seebohm, l. с., стр. 13). И далее: «эти акты составлялись вообще в одной и той же форме, начиная с заявления, что открытые и общие поля (делянки в различных полях и пастбища) лежат в различных местах небольшими клочками, отличаясь черезполосностью и неудобством расположения; что различные лица владеют частями этих земель и владеют общими правами на них… и что желательно, чтобы земли были поделены и огорожены, причем каждому владельцу определена была бы известная часть» (стр. 14). Указатель Портера, заключает 3867 таких актов, из которых наибольшее количество падает на декады 1770—1780 и 1800—1820, так же как и во Франции. См. Приложение XVI-е.