Страница:Взаимная помощь как фактор эволюции (Кропоткин 1907).pdf/35

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

лоднымъ муравьемъ. Отрыгиваніе пищи для кормленія другихъ является такой важной чертой въ жизни муравьевъ (на волѣ) и такъ постоянно примѣняется, какъ для кормленія голодныхъ товарищей, такъ и для выкармливанія личинокъ, что, по мнѣнію Фореля, пищеварительные органы муравьевъ состоятъ изъ двухъ различныхъ частей: одна изъ нихъ, задняя, предназначается для спеціальнаго пользованія самого индивидуума, а другая, передняя — главнымъ образомъ на пользу общины. Если бы какой-нибудь муравей съ полнымъ зобикомъ оказался настолько себялюбивымъ, что отказалъ бы въ пищѣ товарищу, съ нимъ поступили бы какъ съ врагомъ, или даже хуже. Если бы отказъ былъ сдѣланъ въ такое время, когда его сородичи сражаются съ какимъ-либо инымъ видомъ муравьевъ, или съ чужимъ муравейникомъ, они напали бы на своего жаднаго товарища съ большимъ ожесточеніемъ, чѣмъ на самихъ враговъ. Но если бы муравей не отказался накормить другого муравья, принадлежащаго къ вражескому муравейнику, то сородичи послѣдняго стали бы обращаться съ нимъ какъ съ другомъ. Все это подтверждено чрезвычайно точными наблюденіями и опытами, не оставляющими никакого сомнѣнія, ни въ дѣйствительности самихъ фактовъ, ни въ правильности ихъ истолкованія[1].

Такимъ образомъ, въ этомъ огромномъ отдѣлѣ животнаго міра, который охватываетъ болѣе тысячи видовъ и настолько многочисленъ, что Бразилія, по увѣренію бразильцевъ, принадлежитъ не людямъ, а муравьямъ, — совершенно отсутствуетъ борьба и состязаніе изъ-за пищи между членами одного и того же муравейника, или колоніи муравейниковъ. Какъ бы ни были ужасны войны между различными видами муравьевъ и различными муравейниками, какія бы жестокости ни совершались во время войны, взаимная помощь внутри общины и самоотреченіе на пользу общую обратились въ привычку, а самопожертвованіе индівидуума: для общаго блага является общимъ правиломъ. Муравьи и термиты отреклись такимъ образомъ отъ „Гоббсовой войны“ и

  1. Forel, «Recherches», стр. 244, 275, 278. Превосходное описаніе этого процесса принадлежитъ Гюберу; ему же принадлежитъ указаніе на возможное происхожденіе инстинкта (популярное изд. стр. 158, 160). — См. также приложеніе II въ концѣ этой книги.
Тот же текст в современной орфографии

лодным муравьем. Отрыгивание пищи для кормления других является такой важной чертой в жизни муравьев (на воле) и так постоянно применяется, как для кормления голодных товарищей, так и для выкармливания личинок, что, по мнению Фореля, пищеварительные органы муравьев состоят из двух различных частей: одна из них, задняя, предназначается для специального пользования самого индивидуума, а другая, передняя — главным образом на пользу общины. Если бы какой-нибудь муравей с полным зобиком оказался настолько себялюбивым, что отказал бы в пище товарищу, с ним поступили бы как с врагом, или даже хуже. Если бы отказ был сделан в такое время, когда его сородичи сражаются с каким-либо иным видом муравьев, или с чужим муравейником, они напали бы на своего жадного товарища с бо́льшим ожесточением, чем на самих врагов. Но если бы муравей не отказался накормить другого муравья, принадлежащего к вражескому муравейнику, то сородичи последнего стали бы обращаться с ним как с другом. Всё это подтверждено чрезвычайно точными наблюдениями и опытами, не оставляющими никакого сомнения, ни в действительности самих фактов, ни в правильности их истолкования[1].

Таким образом, в этом огромном отделе животного мира, который охватывает более тысячи видов и настолько многочислен, что Бразилия, по уверению бразильцев, принадлежит не людям, а муравьям, — совершенно отсутствует борьба и состязание из-за пищи между членами одного и того же муравейника, или колонии муравейников. Как бы ни были ужасны войны между различными видами муравьев и различными муравейниками, какие бы жестокости ни совершались во время войны, взаимная помощь внутри общины и самоотречение на пользу общую обратились в привычку, а самопожертвование индивидуума: для общего блага является общим правилом. Муравьи и термиты отреклись таким образом от «Гоббсовой войны» и

  1. Forel, «Recherches», стр. 244, 275, 278. Превосходное описание этого процесса принадлежит Гюберу; ему же принадлежит указание на возможное происхождение инстинкта (популярное изд. стр. 158, 160). — См. также приложение II в конце этой книги.