Страница:Гадмер. Уральские легенды. 1915.pdf/46

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


сыпалось отъ сна. Кто раньше поднимался, тотъ раньше и начиналъ привѣтствовать криками восходящее солнце, будить товарищей, желать имъ добраго утра.

На эти крики отзывались другіе, и стономъ стояли въ воздухѣ грачиные голоса.

А вечеромъ, передъ сномъ, когда всѣ грачи слетались въ свои гнѣзда, послѣ дневныхъ отлучекъ, за кормомъ, шли нескончаемые разговоры о видѣнномъ и слышанномъ, о всѣхъ впечатлѣніяхъ дня.

Старики не принимали участія въ этой болтовнѣ, усаживались повыше и вполголоса читали за всѣхъ вечернія молитвы на сонъ грядущій.

Грачихи межъ тѣмъ баюкали и укладывали птенцовъ, разсказывая имъ безконечныя сказки.

Вотъ одна изъ этихъ сказокъ, изъ которой можно узнать исторію Плѣшивой горы.


I.

Много воды утекло въ Исети съ тѣхъ поръ, какъ на берегахъ ея появился городъ Екатеринбургъ. Но еще больше утекло воды съ того времени, когда на мѣстѣ этого города стоялъ другой, названіе котораго затерялось въ людской памяти и не попало въ исторію. Не сохранилось даже имени народа, построившаго его.

Преданіе сохранилось только о послѣднемъ ханѣ, погубившемъ свой народъ.

Онъ былъ неимовѣрно гордъ и самолюбивъ,—въ этомъ и было все несчастіе. Онъ хотѣлъ, во что бы то ни стало, отличиться отъ всѣхъ своихъ предшественниковъ и чѣмъ-нибудь особеннымъ, необыкновеннымъ увѣковѣчить свое имя. Придумывалъ то одно, то другое, но ни на чемъ не могъ остановиться. Чаще всего затѣвалъ различныя постройки и сооруженія, на которыхъ красовалось бы его имя.

Иногда ему приходили въ голову совсѣмъ странныя затѣи. Не понравится ему, что лѣсъ растетъ, или рѣка течетъ въ какомъ-нибудь мѣстѣ, и велитъ вырубить лѣса и отвести рѣку въ другое мѣсто. Особенно изощрялъ онъ свою фантазію надъ устройствомъ своихъ двор-

Тот же текст в современной орфографии

сыпалось от сна. Кто раньше поднимался, тот раньше и начинал приветствовать криками восходящее солнце, будить товарищей, желать им доброго утра.

На эти крики отзывались другие, и стоном стояли в воздухе грачиные голоса.

А вечером, перед сном, когда все грачи слетались в свои гнезда, после дневных отлучек, за кормом, шли нескончаемые разговоры о виденном и слышанном, о всех впечатлениях дня.

Старики не принимали участия в этой болтовне, усаживались повыше и вполголоса читали за всех вечерние молитвы на сон грядущий.

Грачихи меж тем баюкали и укладывали птенцов, рассказывая им бесконечные сказки.

Вот одна из этих сказок, из которой можно узнать историю Плешивой горы.


I

Много воды утекло в Исети с тех пор, как на берегах её появился город Екатеринбург. Но еще больше утекло воды с того времени, когда на месте этого города стоял другой, название которого затерялось в людской памяти и не попало в историю. Не сохранилось даже имени народа, построившего его.

Предание сохранилось только о последнем хане, погубившем свой народ.

Он был неимоверно горд и самолюбив, — в этом и было всё несчастье. Он хотел, во что бы то ни стало, отличиться от всех своих предшественников и чем-нибудь особенным, необыкновенным увековечить свое имя. Придумывал то одно, то другое, но ни на чём не мог остановиться. Чаще всего затевал различные постройки и сооружения, на которых красовалось бы его имя.

Иногда ему приходили в голову совсем странные затеи. Не понравится ему, что лес растет, или река течет в каком-нибудь месте, и велит вырубить леса и отвести реку в другое место. Особенно изощрял он свою фантазию над устройством своих двор-