Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 2 - 1916.djvu/120

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 111 —

который она относится лишь къ себѣ. Предполагающая рефлексія, которой принадлежитъ обусловленность и толчокъ, есть поэтому также непосредственно возвращающаяся въ себя рефлексія, и дѣятельность есть по существу реагирующая, направленная противъ себя. Положеніе толчка или внѣшняго само есть его снятіе, и, наоборотъ, снятіе толчка есть положеніе внѣшности.

с. Безконечность силы.

Сила конечна, поскольку ея моменты имѣютъ еще форму непосредственности; ихъ предполагающая и ихъ относящаяся къ себѣ рефлексія въ этомъ опредѣленіи различены; первая является устойчивою для себя внѣшнею силою, а вторая въ отношеніи къ ней пассивною. Такимъ образомъ, сила обусловлена по формѣ, а также ограничена по содержанію, ибо опредѣленность по формѣ содержитъ въ себѣ ограниченіе содержанія. Но дѣятельность силы состоитъ въ томъ, чтобы обнаруживать себя, т.-е., какъ выяснилось, въ томъ, чтобы снять внѣшность и опредѣлить ее, какъ то, въ чемъ сила тожественна себѣ. Поэтому обнаруживаемое по истинѣ силою состоитъ въ томъ, что ея отношеніе къ другому есть отношеніе къ самой себѣ, что ея пассивность состоитъ въ самой ея активности. Толчокъ, возбуждающій ее къ дѣятельности, возбуждается ею самою; внѣшность, оказывающаяся въ ней, равно какъ ея собственное существенное тожество съ собою суть не непосредственныя, но опосредованныя черезъ ея же отрицаніе; или, иначе, въ силѣ обнаруживается, что ея внѣшность тожественна ея внутренности..

С.

Отношеніе внѣшняго и внутренняго.

1. Отношеніе цѣлаго и частей есть непосредственное; внутри его рефлектированная и сущая непосредственность имѣютъ каждая свою собственную самостоятельность; но такъ какъ онѣ находятся въ существенномъ отношеніи, то ихъ самостоятельность есть лишь ихъ отрицательное единство. Это и положено въ обнаруженіи силы; рефлектированное единство есть по существу становленіе другого, какъ переводъ себя самого во внѣшность; но послѣдняя также непосредственно вбирается обратно въ первое; отличеніе самостоятельныхъ силъ снимаетъ себя; внѣшность силы есть лишь нѣкоторое опосредованіе рефлектированнаго единства съ самимъ собою. Остается лишь пустое прозрачное отличеніе, видимость, но эта видимость есть такое опосредованіе, которое само есть самостоятельная устойчивость. Это не только противоположныя опредѣленія, снимающія себя въ нихъ самихъ, и ихъ движеніе — не только переходъ, но непосредственность, съ которой начинаютъ и которая переходитъ въ инобытіе, сама отчасти есть лишь положенная, отчасти же тѣмъ самымъ каждое изъ опредѣленій въ его непесредственности есть уже единство со своимъ другимъ, а потому и переходъ есть равнымъ образомъ просто полагающій себя возвратъ въ себя.


Тот же текст в современной орфографии

который она относится лишь к себе. Предполагающая рефлексия, которой принадлежит обусловленность и толчок, есть поэтому также непосредственно возвращающаяся в себя рефлексия, и деятельность есть по существу реагирующая, направленная против себя. Положение толчка или внешнего само есть его снятие, и, наоборот, снятие толчка есть положение внешности.

с. Бесконечность силы.

Сила конечна, поскольку её моменты имеют еще форму непосредственности; их предполагающая и их относящаяся к себе рефлексия в этом определении различены; первая является устойчивою для себя внешнею силою, а вторая в отношении к ней пассивною. Таким образом, сила обусловлена по форме, а также ограничена по содержанию, ибо определенность по форме содержит в себе ограничение содержания. Но деятельность силы состоит в том, чтобы обнаруживать себя, т. е., как выяснилось, в том, чтобы снять внешность и определить ее, как то, в чём сила тожественна себе. Поэтому обнаруживаемое по истине силою состоит в том, что её отношение к другому есть отношение к самой себе, что её пассивность состоит в самой её активности. Толчок, возбуждающий ее к деятельности, возбуждается ею самою; внешность, оказывающаяся в ней, равно как её собственное существенное тожество с собою суть не непосредственные, но опосредованные через её же отрицание; или, иначе, в силе обнаруживается, что её внешность тожественна её внутренности..

С.

Отношение внешнего и внутреннего.

1. Отношение целого и частей есть непосредственное; внутри его рефлектированная и сущая непосредственность имеют каждая свою собственную самостоятельность; но так как они находятся в существенном отношении, то их самостоятельность есть лишь их отрицательное единство. Это и положено в обнаружении силы; рефлектированное единство есть по существу становление другого, как перевод себя самого во внешность; но последняя также непосредственно вбирается обратно в первое; отличение самостоятельных сил снимает себя; внешность силы есть лишь некоторое опосредование рефлектированного единства с самим собою. Остается лишь пустое прозрачное отличение, видимость, но эта видимость есть такое опосредование, которое само есть самостоятельная устойчивость. Это не только противоположные определения, снимающие себя в них самих, и их движение — не только переход, но непосредственность, с которой начинают и которая переходит в инобытие, сама отчасти есть лишь положенная, отчасти же тем самым каждое из определений в его непесредственности есть уже единство со своим другим, а потому и переход есть равным образом просто полагающий себя возврат в себя.