прекраснымъ свѣжимъ цвѣтомъ лица, и которые смотрѣли какъ-то особенно весело. Однимъ словомъ, гимназія производила на меня все болѣе и болѣе пріятное впечатлѣніе.
Пробило полчаса, и по звонку ученики опять собрались въ классы.
Урокъ Филиппа Львовича.
3-го марта. Директоръ попросилъ меня сегодня утромъ присутствовать во время класса французскаго языка, который преподавалъ въ 3-мъ классѣ нѣкто Филиппъ Львовичъ: такъ называли его ученики, по принятому въ Россіи обычаю называть всѣхъ по отцу. Во время моего прихода онъ сидѣлъ на каѳедрѣ и спрашивалъ у учениковъ заданный имъ урокъ. Этихъ послѣднихъ было около 60. Учитель подзывалъ ихъ къ себѣ по два или по три за разъ. Вслѣдъ за отвѣтившими выходили другіе, и это продолжалось въ теченіе цѣлаго урока. Отвѣтивъ урокъ, ученикъ уходилъ на свое мѣсто, а учитель выставлялъ на спискѣ, который онъ держалъ въ рукахъ, цифры отъ 0 — 5, рядомъ съ фамиліею каждаго ученика. Нѣкоторыхъ за лѣность ставилъ Филиппъ Львовичъ на колѣна въ углу зала.
Я попросилъ Филиппа Львовича объяснить мнѣ, что означали эти цифры.
— Это баллы, — сказалъ онъ мнѣ.
— А что означаютъ эти баллы?
— Они показываютъ, насколько ученикъ зналъ свой урокъ.
— А, я понимаю, это для того, чтобы припомнить себѣ успѣхи каждаго ученика при переводѣ его въ высшіе классы, и во время экзаменовъ. А сколько разъ въ году дѣлаются эти замѣтки?
— Сколько разъ въ году? Да я выставляю эти отмѣтки послѣ каждаго урока.
— Но какъ-же вы успѣваете во время урока ставить баллы всѣмъ своимъ ученикамъ, или какъ-же запоминаете вы ихъ отвѣты потомъ?
— О, да вы видите, что ни то, ни другое невозможно. У меня едва достаетъ времени спросить человѣкъ двадцать въ одинъ урокъ.
— Но что-же дѣлаютъ другіе ученики въ это время?
— Другіе ?..... Тутъ Филиппъ Львовичъ поглядѣлъ на меня
прекрасным свежим цветом лица, и которые смотрели как-то особенно весело. Одним словом, гимназия производила на меня всё более и более приятное впечатление.
Пробило полчаса, и по звонку ученики опять собрались в классы.
Урок Филиппа Львовича
3-го марта. Директор попросил меня сегодня утром присутствовать во время класса французского языка, который преподавал в 3-м классе некто Филипп Львович: так называли его ученики, по принятому в России обычаю называть всех по отцу. Во время моего прихода он сидел на кафедре и спрашивал у учеников заданный им урок. Этих последних было около 60. Учитель подзывал их к себе по два или по три за раз. Вслед за ответившими выходили другие, и это продолжалось в течение целого урока. Ответив урок, ученик уходил на свое место, а учитель выставлял на списке, который он держал в руках, цифры от 0 — 5, рядом с фамилиею каждого ученика. Некоторых за леность ставил Филипп Львович на колена в углу зала.
Я попросил Филиппа Львовича объяснить мне, что означали эти цифры.
— Это баллы, — сказал он мне.
— А что означают эти баллы?
— Они показывают, насколько ученик знал свой урок.
— А, я понимаю, это для того, чтобы припомнить себе успехи каждого ученика при переводе его в высшие классы, и во время экзаменов. А сколько раз в году делаются эти заметки?
— Сколько раз в году? Да я выставляю эти отметки после каждого урока.
— Но как-же вы успеваете во время урока ставить баллы всем своим ученикам, или как же запоминаете вы их ответы потом?
— О, да вы видите, что ни то, ни другое невозможно. У меня едва достает времени спросить человек двадцать в один урок.
— Но что-же делают другие ученики в это время?
— Другие ?..... Тут Филипп Львович поглядел на меня