Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 40. Монада - Нага (1938)-1.pdf/21

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

партии М. В. в борьбе за национальное освобождение.

Особенностью административного устройства М. В. до вторжения японских войск являлось наличие в ней одновременно двух систем управления: 1) китайской (см. Китай, Государственный строй) и 2) монгольской с ее делением на знамена, или хошуны, возглавляемые наследственными монгольскими князьями. В результате административной реформы, произведенной в Китае вскоре по установлении республиканской формы правления, монгольские знамена и их объединения в лице сеймов (или лиг), стоявшие до этого в административном отношении вне провинций и лишь подчиненные контролю провинциальных китайских властей, оказались разделенными между различными китайскими провинциями и прямо подчиненными администрации последних. При китайском центральном правительстве было создано бюро по делам Монголии и Тибета, ведавшее управлением М. В. В каждой провинции, включающей монгольскую территорию, был создан свой департамент по монгольским делам. Монгольские князья, возглавляющие знамена и сеймы, были подчинены этим провинциальным департаментам и центральному бюро по делам Монголии и Тибета.

После захвата Маньчжурии в 1931 японский империализм приступил к захвату всего Северного Китая и М. В. В 1933 была захвачена провинция Жэхэ, в 1935  — Чахар. Захват Жэхэ и оккупация Чахара японцами означали решительный шаг к превращению М. В. (по примеру Маньчжурии) в колонию Японии и плацдарм для нападения на СССР, Монгольскую народную республику и Китай. Формы и методы проникновения японского империализма в М. В. в основном состоят в подкупе монгольских князей и высших лам, в разжигании национальной розни между монголами и китайцами, в создании монгольских отрядов и использовании их в борьбе с монголами (захват Долоннура) и, наконец, в прямом вооруженном захвате территории М. В. Подкупая феодальную верхушку и обманывая монгольские массы, японский империализм в некоторых случаях пытается использовать борьбу монгольского народа за национальную независимость, поощряя пропаганду идей панмонголизма.

В 1932 японцы выдвигали план создания «Да-юань-го»  — «Великого монгольского государства» по образцу Юаньской империи, а в 1933 они, применяя новую тактику, начали усиленно стимулировать движение за «автономию» М. В. под своим протекторатом, поставив во главе этого движения монгольского князя Дэвана из Силингола. Дэван, по указке японцев, объединил некоторую часть монгольских князей и предъявил нанкинскому правительству требование о предоставлении автономии М. В. Нанкинское правительство учредило в 1934 т. н. политический комитет местного самоуправления Монголии в Бэйлинмяо и создало местное правительство с министерствами, сохраняя, однако, верховное управление за собой. Это правительство было свергнуто в 1936 восставшим против нанкинского правительства китайским военным корпусом, после чего японцы создали в Чахаре военное правительство во главе с Дэваном. Одновременно . нанкинским правительством создается в Суйюани (Эдзингол) автономное правительство во главе с монгольским князем Шагдар  — 40

чжабом. «Правительство» Дэвана перешло в Гуйсуй вскоре после захвата последнего японскими империалистами, раскрыв этим до конца свою предательскую роль. С 1936 япон. империалисты ведут усиленное наступление на Китай, захватывают пять его северных провинций и к 1938 фактически оккупируют большую часть М. В. (кроме Алашани и Ордоса).

Ряд восстаний монгольского народа и развернувшееся за последнее время партизанское движение в М. В. против япон. агрессии ярко свидетельствуют о стремлении монгольских трудящихся масс влиться в единый антияпонский антиимпериалистич. народный фронт и освободить от захватчиков М. В., участь к-рой ныне в значит, мере зависит от исхода развернувшейся борьбы китайского народа против япон. империализма за полное национальное освобождение Китая.

МОНГОЛОВЕДЕНИЕ, термин, к-рым обозначают комплекс филологии. наук, изучающих языки, литературу, историю и этнографию монгольских народов. См. Монгольские языки.

МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО, тягчайший режим феодальной эксплоатации, установленный в 13 в. монголо-татарскими завоевателями в покоренных странах (см. Монголо-татарское нагиествие). Тяжесть М. — т. и. испытывали государства Средней Азии, Азербайджан, Грузия, Армения, Крым, Болгар на Волге, Русь. При нек-ром различии форм М. — т. и. в отношении разных народов оно повсеместно выражалось в жестокой эксплоатации населения завоеванных государств (взимание дани, пошлин, тре-. бование войска, отбывания натуральных повинностей), замедлявшей их экономическое и культурное развитие. Первоначально от населения покоренных стран монголо-татары требовали десятины (десятой части всего имущества). Впоследствии десятинный сбор был заменен подушным  — данью (на Руси  — число, оклад, ордынский выход, в Грузии и Армении — тагар, мали). Известна поголовная подать, введенная монголами в Туркестане, изменявшаяся смотря по состоянию плательщиков от одного до пятнадцати динаров.

Данью облагалось поголовно все мужское население без различия возраста. С этой целью монголо-татары производили переписи. Сохранились сведения о переписях населения Киевской Руси в 1245, Суздальской, Рязанской, Муромской земли — в 1257, Новгородской — в 1259, Грузии и Армении — в 1254—1255. Дань вначале взималась натурой — на Руси мехами, в Армении и Грузии тагар состоял из ряда продуктов и предметов: пшеницы, вина, риса, дзендзада, стрел, подков, скота и т. п. Впоследствии дань стала взиматься исключительно серебром и золотом. За полный сбор оклада, назначенного по переписи, перед ханом отвечали его представители в покоренных землях — баскаки. Они приезжали с военными отрядами и располагались в важнейших городах завоеванных стран.

Войска обеспечивали вооруженную поддержку ханским чиновникам  — даругам, данщикам, численникам, десятникам, сотникам и др., раскладывавшим дань на покоренное население и непосредственно собиравшим ее. Монгольские военные отряды, находившиеся в распоряжении баскаков, терроризировали население и беспощадно расправлялись с ним в случае неповиновения. Недоимщиков пытали, истязали, их детей забирали в рабство. Нередко