Страница:Instead of book.djvu/105

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

— 91 —

Тотъ, кто находитъ удовольствіе въ нападеніи—либо неразвитый че-ловѣкъ, либо представляетъ собою возвратъ къ типу первобытнаго чело-вѣка, или же его кажущееся нападеніе есть въ дѣйствительности попытка оказать сопротивленіе тому, что онъ считаетъ ущербомъ для себя.

Въ каждомъ изъ этихъ случаевъ отвѣтное яасиліе есть зло, и именно потому, что оно не достигаетъ своей цѣли.

Если нападающій считаетъ себя оскорбленньшъ, то разумнѣе всего объясниться и извиниться, хотя бы и при отсутствіи желэнія повредить.

Если нападеніе сдѣлано только ради удовольствія нападать, только для наслажденія совершеніемъ насилія, которое характеризуетъ выродившшся типъ человѣка, то разумнѣе всего считать нападающаго больнымъ чело-вѣкомъ, наравнѣ съ помѣшаннымъ или страдающимъ бѣлой горячкой. Обуздайте его, но медицинскидіъ леченіемъ. Свяжите его, но не питая къ нему никакой личной ненависти. А въ заключеиіи не только не мучьте его но обращайтесь съ нихмъ такъ, какъ обращаются или должны обращаться со всѣми больными и немощными: кормите его лучшей пищгю, помѣстите его въ лучшее жилище, окружите его доброжелательствомъ, заботливостью, любовью.

И это, по моему мнѣнію, есть отношение самое разумное.

Мнѣ кажется, что теорія, которую вы защищаете, можетъ породить только то, свидѣтелями чего мы являемся въ настоящее время. Люди повѣсили въ Чикаго анархистовъ за то, что они стремились къ добровольной ассоціаціи. Люди эти вѣрили съ глубокой искренностью, что ішъ угрожало насиліе со стороны ихъ жертвъ. Они провѣрили правильность своего убѣжденія средствами, которыя они считали подходящими. Они сопротивлялись насиліемъ по закону возмездія.

Какъ можете вы, держась своихъ принциповъ, порицать ихъ?

Мнѣ кажется также, что простое выраженіе — принуждать посред-ствомъ насилія—уже означаетъ управлять; -анархисты же, отрицающіе всякое правленіе, должны начать со словъ: «мы никѣмъ не хотимъ управлять, мы не будемъ совершать никакого насилія».

Если вы напечатаете мое письмо, то прошу васъ объ одиомъ: не при-бѣгайте къ критикѣ терминовъ! Я не христіанинъ, не богословъ, не мо-ралистъ, и вы не должны пользоваться моими промахами въ выраженіяхъ для того, чтобы придавать мнѣ упомянутыя квалификации Прошу еще объ одномъ: не опровергайте меня въ томъ же номерѣ, въ которомъ вы помѣстите мое письмо. Быть можетъ, я не правъ. Я желалъ бы въ та-комъ случаѣ имѣть возможность измѣнить свое мнѣніе. Вы, я думаю, такъ же готовы измѣнить и свое. Но для этого каждый изъ насъ долженъ имѣть нѣкоторое время.

Доюонъ Беверлей Робинзонъ

Если бы я находилъ, что мое двухнедѣлыюе молчаніе можетъ помочь мистеру Робинзону или мнѣ измѣнить свое

мнѣ-ніе, я, несомнѣнно, исполнилъ бы его послѣдшою просьбу.