БСЭ1/Дюма, Александр

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

ДЮМА (Dumas), Александр [Дюма-отец (Dumas père), в отличие от Александра Д.-сына (Dumas fils)] (1802—70), знаменитый франц. писатель. Сын бригадного генерала; рано осиротел; нуждался. В 1822 Д. попал в Париж, где получил место секретаря у герцога Орлеанского. К 1825—26 относятся его первые литературные опыты, в частности сборник новелл (Nouvelles contemporaines, 1826).БСЭ1. Дюма, Александр.jpg Приобретя связи в театральном мире, Д. в 1829 поставил свою пьесу «Генрих III и его двор» («Henri III et sa cour»), которой за год до появления на сцене Эрнани Гюго (см.) он пытался утвердить приемы нового романтического театра. Драма имела огромный успех. Д. стал самым плодовитым и популярным романистом и драматургом Франции. Ему приписывают до 500 и более томов романов, повестей, пьес, мемуаров, критических статей и т. п. Многие из его произведений написаны в сотрудничестве с другими писателями. Нередко Д. не принимал никакого участии в этих «коллективных» работах, иногда даже не имел времени просматривать их и подписывал свое имя под чужими произведениями. Неслыханные гонорары он тратил безалаберно, между проч. организовал «Исторический театр», где с царской пышностью ставил свои пьесы. В 1858 Д. побывал в России, о к-рой написал несколько вещей, где правда и фантазия причудливо переплетаются между собою («Le Caucase», 1859; «De Paris à Astrakhan». 3 vls, 1860; впоследствии переизданы под общим заглавием «En Russie»), К концу жизни Д. разорился и умер в провинции, куда бежал от своих кредиторов.

Д. причисляют к романтикам, но с ними его роднит только стремление подняться над буднями, уйти в новый мир, возвышаю­щийся над повседневностью, над мелкими интересами. Он не воспринял глубокого содержания, которое вложили в этот порыв Гюго и Виньи. Ему чужд философский, социальный пафос первого, искренность и лиризм второго. В своем творчестве он сочетал дух авантюризма Наполеоновской империи, феодальные и исторические симпатии общества эпохи Реставрации, невзыскательные тривиальные вкусы новой мещанской аристократии и из всего этого создал своеобразный стиль «легкого чтения», литературу поверхностную, но богатую внешними эффектами. Д. несомненно был наделен крупным художественным дарованием, способностью проникать в психику героя и вскрывать внутренний смысл событий, но он предпочел разменять свой талант на мелочи и пойти навстречу требованиям мещанской массы.

Пьесы его в художественном отношении выше романов благодаря тому, что условия сцены заставили Д. сдерживать свою фантазию и развертывать сюжет в границах стройной композиции. Вместе с тем романы его пользуются значительно большей популярностью. Несмотря на огромное количество написанного Д. редко повторяется, он ставит героев в положения всегда неожиданные и новые, создает коллизии. Он умеет держать читателя все время в напряжении, заставляет его на протяжении десятков страниц ждать разгадки необъяснимых таинственных событий и достигает разительного эффекта, распутывая самые сложные интриги и раскрывая нити, связующие события и героев, о причинной зависимости которых читатель не мог подозревать. Д. мало заботился о соответствии своих писаний с действительностью. Это особенно резко сказывается в его исторических пьесах и романах, которые не выдерживают сколько-нибудь основательной исторической критики. Но мастерство и сила воображения заменяют ему и историческую правду и правду жизни, и читатель всегда охотно идет за ним, не заботясь о том, верно или ложно передан дух эпохи, не смущаясь тем, что бесспорно историческими в драмах Д. являются только имена действующих лиц. Подвиги любви и дружбы, дуэли, злодейства, трогательные жертвы, кутежи, проявления беззаветной отваги, короли, рыцари, храбрецы, женщины необыкновенной красоты, отравители, палачи, замки, тюрьмы, подземелья — таков богатый и пестрый арсенал образов, имеющийся в распоряжении Д. как драматурга и романиста. Искать идей, определенного миросозерцания или сознательной тенденции у Д. не приходится. И если можно говорить о социальном значении его произведений, то лишь в том смысле, что они прекрасно отражают внутренний мир и уровень сознания широчайших кругов высшего и среднего мещанства, к-рое в своем стремлении оттолкнуться от своего серого бытия, в поисках возвышенного, находит удовлетворение в дешевой красивости «идеального» мира, созданного Д. Полного собрания сочинений Д. нет. Отдельные изд. его произведений чрезвычайно многочисленны. Особенной популярностью пользуются его пьесы: «Карл VII у своих вассалов» (Charles VII chez ses grands vassaux, 1831), «Нельская башня» (La tour de Nesle, 1832), «Кин» (Kean, 1836), «Сен-Сирские барышни» (Les demoiselles de Saint-Cyr, 1843) и др., и романы, из которых особенной славой во всем мире пользуются: трилогия «Три мушкетера» (Les trois mousquetaires, 8 vls, 1844), «Двадцать лет спустя» (Vingt ans après, 10 vls, 1845) и «Виконт де Бражелон» (Dix ans plus tard ou le vicomte de Bragelonne, 26 vls, 1848—50); «Граф Монте-Кристо» (Le comte de Monte-Cristo, 12 vls, 1844—45); «Королева Mapro» (La reine Margot, 6 vls, 1845); «Графиня де Шарни» (La comtesse de Charny, 19 vls, 1853—55); «Анж Питу» (Ange Pitou, 8 vls, 1853), «Записки врача» (Les mémoires d'un médecin, 19 vls, 1846—1848).

Исчерпывающий указатель произведений Д. дан в книге: Le catalogue raisonné des œuvres d'A. Dumas, P., 1902; собрание пьес издавалось неоднократно, посл.: Théâtre complet, 25 vls. P., 1863—74; большой интерес представляют воспоминания Д.: Mes mémoires, 22 vls, P., 1852—54; др. изд.: 10 vls — 1863, 2 vls — 1866; Souvenirs de D. 1830 à 1842, 8 vls, P., 1854—55.

На русский язык переведены почти все основные романы и ряд пьес Д. (см.: Рубакин Н. А., Библиографический указатель переводной беллетристики, СПБ, 1897). Новые изд.: Три мушкетера, Л., 1929; 20 лет спустя, Л., 1930; Виконт де Бражелон, Л., 1929; Граф Монте-Кристо, Л., 1929 (все в издании «Academia»).

Лит.: Кроме общих курсов (Пти Жюльвиль, Лансон Г., Пелисье Ж., Брандес Г.): Blaze de Bury H., Mes études et mes souvenirs. A. Dumas, sa vie, son temps, son œuvre, P., 1885; Janin J., Alexandre Dumas, P., 1871; Maurel A., Les trois Dumas, P., 1896; Parigot H., A. Dumas père, P., 1901; Lecomte L. H., A. Dumas, 1802—70, sa vie intime, ses œuvres, P., 1902; Davidson A. F., A. Dumas (père), his Life and Works, London, 1902; Spurr H. A., Life and Writings of A. Dumas, London, 1902; Côte-Darly, A. Dumas père et la franc-maçonnerie, Paris, 1925; d'Almeras H., A. Dumas et les trois mousquetaires, Paris, 1929.