Доклад Генерального секретаря ООН № A/54/549 (1999)/III/C

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Доклад Генерального секретаря, представляемый во исполнение резолюции 53/35 Генеральной Ассамблеи. Падение Сребреницы ООН от 15 ноября 1999 года № A/54/549 — III. Принятие резолюций Совета Безопасности 819 (1993), 824 (1993) и 836 (1993). C. Резолюция 819 (1993) Совета Безопасности
автор неизвестен
Опубл.: 1999 г.. Источник: un.org

C. Резолюция 819 (1993) Совета Безопасности

52. Прежде чем Совет Безопасности смог доработать свою позицию в отношении концепции безопасных районов, события на местах потребовали принятия дальнейших мер. Верховный комиссар по делам беженцев в письме от 2 апреля 1993 года на имя Генерального секретаря сообщала, что жители Сребреницы убеждены в том, что «боснийские сербы будут и впредь добиваться достижения поставленной ими военной цели, заключающейся в установлении контроля над Сребреницей» (S/25519). Она отметила, что эвакуация некомбатантов из Сребреницы была одним из вариантов и что эти люди «всячески пытаются найти безопасное пристанище, поскольку считают, что если они останутся там, где они находятся сейчас, то их ждёт гибель». Она подчеркнула, однако, что власти боснийского правительства «выступают против продолжения эвакуации людей, поскольку они считают, что в результате этого в городе не останется женщин и детей и это облегчит последующее наступление сербов». В этих условипх г-жа Огата сделала следующий вывод:

«Я полагаю, что … мы стоим перед двумя альтернативами во имя спасения жизни людей, находящихся в осаждённой Сребренице. Первая заключается в том, чтобы немедленно расширить международное присутствие, в том числе присутствие СООНО, с тем чтобы превратить анклав в район, находящийся под охраной Организации Объединённых Наций, и обеспечить предоставление жизненно важной помощи в гораздо больших масштабах, чем это возможно в настоящее время. … Если этого не произойдёт, единственная альтернатива будет заключаться в том, чтобы организовать широкомасштабную эвакуацию находящегося в опасности населения Сребреницы» (S/25519).

53. Генеральный секретарь довёл письмо Верховного комиссара до сведения Совета Безопасности, после чего между членами Совета состоялись широкие консультации. Если говорить в общем плане, то члены Совета, входившие в Движение неприсоединившихся стран, которых представляли прежде всего Пакистан и Венесуэла, предлагали решительные меры для того, чтобы «повернуть вспять сербскую агрессию», и первоначально они выступали за двоякий подход: ужесточение санкций против Союзной Республики Югославии и снятие эмбарго на поставки оружия, введённое резолюцией 713 (1991) Совета, в отношении правительства Боснии и Герцеговины. Разъясняя последнее предложение, неприсоединившиеся страны доказывали, что эмбарго препятствует осуществлению правительством Боснии и Герцеговины своего права на самооборону.

54. Неприсоединившиеся страны представили проект резолюции по этому вопросу, который Председатель Совета решил поставить на голосование 26 апреля. Однако события на местах обгоняли ход консультаций в Совете Безопасности. 13 апреля 1993 года сербские командиры информировали представителя УВКБ о том, что в ближайшие два дня они вступят в Сребреницу, если город не сдастся и если его боснийское население не будет эвакуировано[1]. 16 апреля Специальный политический советник Генерального секретаря Чинмая Гарехан (представлявший Генерального секретаря в Совете Безопасности) информировал Совет о том, что он установил контакт с Командующим силами СООНО и что военные наблюдатели Организации Объединённых Наций, находившиеся в Сребренице, сообщили, что город пока не пал, но что власти там предложили капитуляцию на трёх условиях, а именно: вывоз раненых солдат по воздуху; эвакуация всех гражданских жителей; и безопасный проход, гарантируемый для всех военнослужащих, которые пешком отправятся в Тузлу.

55. В Совете Безопасности возникло значительное замешательство, и представитель одного из государств-членов заявил, что он слышал из национальных источников, что Сребреница уже пала. После продолжительных прений Совет 16 апреля принял проект резолюции, представленный неприсоединившимися странами, в качестве резолюции 819 (1993), в которой он требовал, чтобы «все стороны и другие, кого это касается, рассматривали Сребреницу и прилегающие к ней районы в качестве безопасного района, в отношении которого не должны предприниматься никакие вооружённые нападения или любые другие враждебные действия». Он также требовал «немедленного прекращения вооружённых нападений на Сребреницу со стороны боснийских сербских военизированных формирований и их незамедлительного вывода из районов, прилегающих к Сребренице», и требовал далее, чтобы «Союзная Республика Югославия … немедленно прекратила поставки оружия, военного снаряжения и услуг боснийским сербским военизированным формированиям в Республике Боснии и Герцеговине». Однако не было установлено никаких конкретных ограничений в отношении деятельности армии Республики Боснии и Герцеговины. Узнав об этой резолюции, СООНО выразили Секретариату обеспокоенность по поводу того, что этот режим нельзя осуществить без согласия обеих сторон, а это, с учетом преобладания сербов, будет, несомненно, связано с требованием о том, чтобы войска боснийского правительства сложили оружие.

56. Хотя Совет Безопасности действовал на основании главы VII Устава, он не предусмотрел ни выделения ресурсов, ни предоставления СООНО мандата для осуществления своих требований в отношении сторон. Вместо этого он просил Генерального секретаря «для наблюдения за гуманитарной ситуацией в безопасном районе незамедлительно принять меры по усилению присутствия Сил Организации Объединенных Наций по охране в Сребренице и в прилегающих к ней районах».

57. Таким образом, Совет Безопасности, как представляется, исключил предложенный г-жой Огатой вариант эвакуации и вместо этого осудил и отверг "преднамеренные действия боснийской сербской стороны, предпринимаемые с целью принудить гражданское население к эвакуации из Сребреницы и прилегающих к ней районов, а также из других районов Боснии и Герцеговины в качестве части её общей отвратительной кампании «этнической чистки».

58. После принятия резолюции 819 (1993) и на основе консультации с членами Совета Секретариат информировал Командующего силами СООНО о том, что, по его мнению, эта резолюция, хотя она и требовала от сторон принятия определённых мер, не приводила к каким-либо военным обязательствам для СООНО в отношении создания или охраны такого безопасного района.


  1. Laura Silber and Allan Little, Yugoslavia: Death of a Nation (London, Penguin Books, 1995), p. 296.


Этот материал извлечён из официального документа Организации Объединённых Наций. Организация придерживается политики, предполагающей нахождение собственных документов в общественном достоянии, для того, чтобы распространять «как можно более широко идеи (содержащиеся) в публикациях Организации Объединённых Наций».

Согласно Административной инструкции ООН ST/AI/189/Add.9/Rev.2, доступной только на английском языке, следующие документы находятся в общественном достоянии по всему миру:

  1. Официальные протоколы (протоколы заседаний, стенограммы и итоговые протоколы,...)
  2. Документы Организации Объединённых Наций, изданные с эмблемой ООН
  3. Общедоступные информационные материалы, созданные в первую очередь для информирования общественности о деятельности Организации Объединённых Наций (за исключением общедоступных информационных материалов, предложенных для продажи).