скоре же после обретения Пречестнаго и Животворящего Креста Господа нашего Иисуса Христа в царствование великого Константина[1] многопестрый змий и многоглавый враг и ненавистник рода христианского и в особенности Самого Христа, Спасителя нашего, противник святой веры, по своему коварству внес смущение в Церковь Божию, а именно: он внушил злочестивому и беззаконному императору Валенту[2] защищать ересь Ариеву[3] и способствовать ее распространению. Сей нечестивый император поднял гонение на правоверных христиан; повелел запереть святые храмы, дабы в них не совершались обычные Божественные жертвы, другие же обратил в хлевы для лошадей, иные разрушил до самого основания. Гонение это продолжалось долгое время. И был в это время великий плач и великая скорбь среди христиан, которые все дни и ночи молились ко Господу, прося Его умилосердиться над Своею Церковью святою и сотворить праведный суд и отмщение нечестивому царю. В то время было так, как во времена Апостольские, когда царь Ирод возложѝ рꙋ́цѣ ѡ҆зло́бити нѣ̑кїѧ, и҆̀же ѿ це́ркве[4].
Спустя некоторое время на защиту Церкви Бог воздвиг раба Своего монаха Исаакия, подобно тому как древле воздвиг Пророка Даниила на защиту неповинной Сусанны[5]. Сей блаженный Исаакий первоначально подвизался в восточной пустыне, подражая святому Илии Пророку[6] и проводя жизнь ангелоподобную. Узнав о гонении, поднятом арианами на Церковь Божию, узнав также и о том, что и царь споспешествовал распространению ереси, он весьма опечалился; оставив пустыню, он пришел в Константинополь для того, чтобы утверждать верующих во благочестии; слово его было подобно свеще горящей; Дух Божий почивал на нем и благодать небесная осиявала его. Увидав своими очами великие беды, какие терпели верующие от зловерного царя и его единомышленников, он молил Бога, прося Его призреть с высоты престола Своего на гонимых неповинно и явить им милосердие Свое, гордость же гонителей смирить. Бог, услышавший некогда угодника Своего Моисея, молившегося о людях своих, находившихся в беде[7], услышал и раба Своего Исаакия, и воздвиг на нечестивого царя Валента Варваров, именно: Варвары, жившие в то время по реке Дунаю, собрав все полки свои, начали войну с Греками; они уже захватили в свою власть Фракию и приближались к Константинополю. Необходимо было собрать воинов и царю Валенту, дабы войти на брань с врагами; но здесь случилось с царем то самое, что случилось некогда с Саулом, царем Израильским, врагом Давида; ибо Саул не возвратился с поля битвы, согласно пророчеству святаго Самуила, так как прогневал Бога[8].
В то время как Валент выходил из Константинополя с полками своими, блаженный Исаакий зашел вперед его и громогласно воскликнул:
— Царь! Отопри храмы для правоверных, и тогда Господь благопоспешит пути твоему.
Но царь не отвечал ему, презирая его как простеца и безумца; не придав значения словам его, он продолжал путь свой.
На другое утро блаженный старец, подойдя к царю, опять сказал:
— Открой, царь, храмы для правоверных, и тогда война окончится для тебя благополучно: ты победишь врагов своих и возвратишься домой с миром в добром здравии.
Царь, внимая словам его: «возвратишься домой с миром в добром здравии», хотел открыть двери церковные и отдать храмы правоверным, и уже начал советываться об этом с вельможами своими. Но один военачальник, придерживавшийся злочестия арианского, посоветовал царю не слушать монаха, но с бесчестием прогнать его от себя. Побранив старца, царь с бесчестием и побоями прогнал его от себя и отправился в дальнейший путь.
И на третий день блаженный старец снова подошел к царю; взяв за узду коня, на котором он сидел, Исаакий начал еще усерднее просить и увещевать царя открыть храмы; в противном случае грозил ему судом Божиим.
Случилась на том месте глубокая пропасть, на дне которой росло терние и было болото; когда в это болото попадал какой-либо зверь, то он уже не мог выйти отсюда, но засасывался болотом и погибал. В это болото царь приказал бросить Исаакия, дабы он погиб здесь; потом отправился в дальнейший путь.
Святый же Исаакий, будучи брошен в болото это, был охраняем десницею Божиею и не потерпел здесь никакого вреда: его не уязвило терние и не затянуло болото; он лежал среди терния как бы на мягкой постели среди цветов, хваля и благодаря Бога до тех пор, пока не явились ему три светлых мужа, которые извлекли его из болота здравым и невредимым и поставили на сухом месте; сами же стали невидимы.
Тогда преподобный Исаакий понял, что это Сам Господь послал Ангелов Своих извлечь его из той пропасти; пав на колена, он воздал благодарение Спасителю своему за то, что Он заботился о рабах Своих и не оставлял всех, боявшихся Его и уповающих на Него.
Помолившись достаточное время и укрепившись Духом Святым, Исаакий встал; затем пошел поспешно окружным путем и, обогнав царя, остановился на пути его. Увидав святаго, царь весьма испугался и от страха и удивления молчал. Святый же с дерзновением сказал ему:
— Вот, ты хотел погубить меня в тернии и болоте; но Господь сохранил меня живым и послал мне Ангелов Своих, которые вывели меня из той пропасти. Послушай же меня, царь! Открой храмы для правоверных; тогда ты победишь врагов и возвратишься обратно с славою; но если не послушаешь меня, то не возвратишься с поля битвы, а погибнешь на нем.
Царь весьма удивился дерзновению монаха и светлости лица его, но несмотря на это не послушал его, так как сердце его было ожесточено и удалено от Бога. Потом царь отдал блаженного двум сановникам своим — Сатурнину и Виктору и приказал им содержать его в узах. При этом он сказал им:
— Держите у себя сего надоедливого старца до тех пор, пока я возвращусь и воздам ему возмездие за его бесстыдство и дерзновение.
Преподобный же Исаакий, будучи преисполнен благодати Духа Святаго, воспылал еще большею ревностию (как некогда Пророк Михей против Ахава, царя Израильского)[9] и громогласно воззвал к Валенту:
— А҆́ще возвраща́ѧсѧ возврати́шисѧ въ ми́рѣ, то знай, что не глаго́ла гдⷭ҇ь мно́ю[10]; говорю же тебе, что ты, выведя войска свои на брань, не одолеешь Варваров, но побежишь от них, будешь взят ими и живой сгоришь на огне.
Когда святый сказал это, царь с гневом отправился в дальнейший путь, святый же был отведен в узы.
Между тем Греки сошлись с Варварами; битва была весьма жестокая; по попущению Божию победили Варвары. Согласно пророчеству святаго Исаакия, многие из Греков пали от меча; сам царь Валент был ранен и, не будучи в силах противиться врагам, обратился в бегство. Варвары же преследовали Греков и посекали воинов греческих как траву; они настигали уже и самого царя, который бежал лишь с одним советником своим — военачальником, арианином, посоветовавшим ему не слушать Исаакия. Подъехав к некоему селению, он увидал сарай, в котором лежала солома; так как конь его был уже утомлен, он слез с него и скрылся в том сарае вместе с советником своим. Но не укрылся он от карающей руки Божией, потому что Варвары, преследовавшие его, доехав до того селения и узнав, что в том сарае скрывались Греки, подожгли его со всех сторон и сожгли до основания. Так погиб окаянный царь тот и его злой советник.
После того сражения оставшееся в целости войско греческое направилось навстречу Римскому императору Грациану[11], который шел на помощь Грекам. Придя в области греческие, Грациан избрал в цари грекам Феодосия, называемого Великим[12]. Феодосий, собрав воинов, отправился на Варваров, победил и прогнал их и с торжеством возвратился в Константинополь.
Между тем некоторые из воинов греческих, не знавшие еще о погибели Валента, в скором времени после его смерти пришли к преподобному Исаакию, содержавшемуся в узах, и сказали ему:
— Приготовься к ответу, ибо в скором времени возвратится царь с поля битвы и будет тебя допрашивать и мучить.
Но святый отвечал им:
— Прошло уже семь дней, как я обонял смрад от сожженных костей его; ибо, как я сказал, он сожжен.
Слышавшие это, пришли в великий страх; и действительно, в скором времени пришло известие о погибели Валента. После этого святый Исаакий был освобожден от уз, и все начали почитать его как пророка Божия.
Когда в город вошел с торжеством Феодосий, упомянутые выше вельможи, Сатурнин и Виктор, возвестили ему все о преподобном Исаакии, — сказали о его дерзновении и о его пророчестве. Царь, уважая такового мужа, приказал с великою честию привести его к себе и поклонился ему, почитая его великим угодником Божиим и прося его помолиться Богу о нем и о всем его царстве. Преподобный же увещевал царя пребывать во благочестии, возвратить Церкви мир и утешить гонимых. Царь послушал святаго и сделал так, как говорил он: прогнал ариан из Константинополя, чему верующие весьма радовались.
Блаженный же Исаакий, возблагодарив Бога за всё, намеревался идти в пустыню, дабы подвизаться там; но Сатурнин и Виктор упросили преподобного не уходить из царственного града, но пребывать около них и споспешествовать молитвами своими и учением мирному жительству христиан; святый соизволил исполнить просьбу их.
В это время между Сатурнином и Виктором произошел спор, так как каждый из них хотел, чтобы преподобный поселился в его доме. Узнав о причине спора их, святый сказал, обратившись к ним:
— Чада! Я вижу любовь вашу ко мне. Но так как вы имеете желание упокоить смирение мое, то, говорю вам, — я у того пребуду все дни жизни моей, кто первый построит дом мне.
И начали оба заботиться о скорейшем построении дома для угодника Божия.
Сатурнин имел за городом очень красивое место, весьма удобное для жития иноков; на этом месте он и поспешил построить обитель угоднику Божию; здесь и поселился преподобный Исаакий. Точно также и Виктор выстроил красивое жилище для святаго и весьма сожалел, что Сатурнин опередил его. Придя к святому, он начал усердно просить его переселиться в келлию, построенную для него. Но преподобный продолжал подвизаться в обители Сатурнина, хотя иногда приходил и к Виктору и жил у него по нескольку дней, не желая огорчать его отказом.
Между тем к преподобному начали собираться многие, желавшие подвизаться вместе с ним в трудах иноческих. Таким образом был построен большой монастырь на средства боголюбивых мужей Сатурнина и Виктора. И был преподобный наставником и игуменом многих иноков, полезным учителем и мирянам, ибо руководил всех на путь спасения и словом, и примером добродетельной жизни своей. Преподобный был весьма милостив к бедным, так что, если иногда не имел ничего, что бы мог дать просившему, то снимал с себя одежду и отдавал ее; творил святый и многие другие богоугодные дела. Наконец, достигнув старости, приблизился к смерти. Созвав всю братию и преподав всем душеполезное наставление, святый Исаакий поставил игуменом вместо себя некоего честна́го мужа, проводившего жизнь святую, блаженного Далмата, по имени которого и обитель та впоследствии начала называться Далматскою.
Потрудившись во многих богоугодных делах, преподобный Исаакий отошел ко Господу на вечный покой[13]; на погребение его собрался весь город; честно́е тело его было положено в храме святаго первомученика Стефана; святая же душа его предстоит Престолу Пресвятой Троицы в лике святых и преподобных отцев и молит вместе с ними за нас Отца, и Сына, и Святаго Духа — Единого Бога в Троице, Которому воссылается слава вечно. Аминь.
Ꙗ҆́кѡ ᲂу҆го́дникъ бж҃їй вѣ́рный, по хрⷭ҇то́вѣ цр҃кви ре́вностїю разже́гсѧ, бразды̑ ᲂу҆а́лентѡвы ᲂу҆держа́въ, проро́чески томꙋ̀ ѡ҆ затворе́нїи цр҃кве па́гꙋбнꙋю сме́рть предре́клъ є҆сѝ прпⷣбне. тѣ́мже при́снѡ молѝ ѡ҆ на́съ чтꙋ́щихъ тѧ̀, і҆саа́кїе прпⷣбне.
- ↑ См. житие его под 21-м мая.
- ↑ Валент царствовал с 364 г. по 378 г.
- ↑ Об ереси Ариевой см. в дополнит. статье о I-ом Всел. Соборе.
- ↑ Деян., гл. 12, ст. 1.
- ↑ История Сусанны изложена в 13 гл. Кн. Прор. Даниила.
- ↑ Память его празднуется св. Церковию 20-го июля.
- ↑ См. Кн. Исх., гл. 14.
- ↑ См. 1 Кн. Цар., гл. 28, ст. 17—22.
- ↑ См. 3 Кн. Царств, гл. 22.
- ↑ 3 Кн. Царств, гл. 22, ст. 28.
- ↑ Император Грациан царствовал с 375 г. по 383 г.
- ↑ Феодосий Великий управлял Восточною половиною Римской империи с 379 г. по 395 г.; Западною — с 393 г. по 395 г.
- ↑ Кончина святаго Исаакия последовала в конце V-го в. Мощи его были положены первоначально в храме св. Стефана, находившемся по соседству с монастырем Далматским; потом перенесены в храм Всех Святых.