Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713—1853/1855 (ДО)/1833 г. Транспорт Сухум-Кале

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

[153]* 1833 г. Транспортъ Сухумъ-Кале. Командиръ Лейтенантъ Я. Ф. Хомутовъ 2. (Черн. м.) Стоялъ при укрѣпленіи Пицундѣ, у Абхазскихъ береговъ, на одномъ якорѣ, въ одной верстѣ отъ берега, на 24 саж. глубины. Въ ясный день и совершенный штиль, только съ небольшою отъ SSW зыбью, въ 5 часу утра 13 марта, послѣ сдѣлавшагося съ полуночи маловѣтрія и усилившейся зыби, при чемъ вытравлено канату до 49 саж., вдругъ сдѣлался [154]крѣпкій отъ StO вѣтеръ, съ густою пасмурностію; и транспортъ, вытравившій весь остатокъ достатаго изъ трюма каната, до 65 саж., понесло къ берегу; отдали другой якорь, уже на глубинѣ 20 саж., спустили брамъ-стеньги и нижнія реи, обрасопили по вѣтру марса-реи, достали изъ трюма и вытравили канатовъ до 75 и 65 саж., приготовили третій якорь (четвертый былъ потерянъ), и отдали его уже на глубинѣ 14 саж., близко берега. Все это было сдѣлано въ какіе нибудь полчаса; но все было безполезно: черезъ часъ времени, въ началѣ 6-го, транспортъ ударился кормою, и былъ брошенъ правымъ бокомъ къ отрубистой мели. Успѣли срубить только гротъ-мачту, которая упала на правую сторону. Волны полились черезъ, и поднимая транспортъ, ударяли его съ чрезвычайною силою. Первыми бросились въ воду боцманматъ Шмалько и барабанщикъ Чуевъ. Они закрѣпили взятый ими конецъ за деревья на берегу, и по этому концу спасались остальные. Погибъ только малолѣтный юнга Овчинниковъ. Во время работъ онъ получилъ ушибъ, сошелъ въ шхиперскую каюту, а оттуда уже не могъ выйти. Во время переправы команды на берегъ, передали кабельтовъ и укрѣпили имъ судно; но остальныхъ мачтъ не могли срубить, ибо буруны не допускали до лѣваго борта. Также не могли спасти и груза; съ большимъ трудомъ захватили нѣсколько ружей и сумъ съ патронами. Это было самое важное, ибо опасались нападенія горцевъ. По выходѣ на берегъ, немедленно разставили пикеты, и дали знать въ крѣпость, отстоявшую за три версты. Изъ крѣпости выслали прикрытіе, въ числѣ 40 человѣкъ, и тогда приступили къ дѣланію заваловъ около занятаго мѣста.

До 5 часовъ вечера транспортъ казался еще цѣлымъ; но съ этого времени стали всплывать разныя вещи изъ трюма, и вскорѣ корпусъ совсѣмъ разрушился. Горцы бросились на выкидываемыя въ разныхъ мѣстахъ обломки и вещи; при всѣхъ усиліяхъ съ [155]нашей стороны невозможно было отогнать хищниковъ, и бѣдствующіе принуждены были ограничить для себя малую часть берега, оцѣпленную пикетами. До 21 числа спасали выбрасываемые на этотъ участокъ вещи, и выжигали мѣдь и желѣзо изъ обломковъ; 21-го прибылъ транспортъ Ревнитель, и съ его помощію, въ теченіи недѣли доставали разные остатки изъ воды. 28 числа, забравъ все что можно, отправились въ крѣпость Гиленджикъ, куда и прибыли на другой день.

Потеря при этомъ крушеніи, не включая казенныхъ и собственныхъ вещей команды, имущества пассажировъ и офицеровъ транспорта, оцѣнена въ 127,424 руб. 751/2 коп.

Журналъ погибъ. Штурманъ имѣлъ его у себя на груди подъ мундиромъ, въ которомъ спасался; но когда былъ въ бурунахъ, обломкомъ реи ударило его въ грудь, мундиръ разорвало почти на двое, и журналъ выпалъ.

Слѣдственная коммисія, между другими вопросами, объясненія на которые служили къ составленному здѣсь описанію, еще спрашивала: повѣрены-ли толщина канатовъ и вѣсъ якорей, противъ изданнаго Главнымъ Командиромъ Черноморскаго флота вычисленія въ 1832 году, въ приказѣ за 21? Оказалось, что были повѣрены: якоря имѣли вѣсъ — плехтовый 58 пуд. дагликсовый 52, той 47; толщина плехтоваго каната 13 д. прочихъ по 12. Впрочемъ, найдя что «крушеніе послѣдовало отъ мгновенно возставшаго крѣпкаго вѣтра съ большимъ волненіемъ,» и что «командиромъ приняты были всѣ мѣры, приличныя искусному морскому офицеру,» Коммисія предложила: «случай происшествія предать волѣ Божіей,» а командиру и командѣ — прибавлено Коммисіею Военнаго суда — опредѣлить положенное закономъ отъ 8 февраля 1827 года вознагражденіе. Съ таковымъ-же заключеніемъ дѣло поступило изъ Аудиторіатскаго Департамента въ [156]Адмиралтействъ-Совѣтъ, которымъ утверждено сентября 25-го 1834 года. Высочайшая конфирмація послѣдовала 30 ноября того-же года.