Перейти к содержанию

На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег (Епифаний)/39

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег (Епифаний Кипрский)
39. О сифиянах
Оригинал: древнегреческий. — Источник: На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег // Творения святаго Епифания Кипрскаго. — М.: Типография В. Готье, 1863. — Т. 44. — С. 96—108.

О сифиянах,
девятнадцатой, а по общему порядку тридцать девятой, ереси

Гл. 1. Есть еще другая, так называемая, ересь сифиян. Она не везде находится, как и предшествующая ей, называемая ересью кайян. А может быть, уже и многих из них не осталось и корня в мире. Ибо что не от Бога, то не устоит: а напротив того до времени спеет, но навсегда пребывающим не остается. Как думаю, вероятно, в стране Египетской встретился я и с этою ересью (ибо в точности не помню страны, где встречался с ними); и сведения о ней получил я иные в обычном порядке, как самовидец свидетель, а иные из письменных сочинений.

Эти сифияне величаются тем, что ведут род свои от сына Адамова Сифа; чтут Сифа и приписывают ему все, что принадлежит добродетели, то есть признаки, как добродетели, так и праведности, и все сему подобное. Они даже именуют его Христом, и утверждают, что он есть Иисус. Учение же свое излагают так: говорят, что все приведено в бытие ангелами, а не вышнею Силою.

Гл. 2. Ибо они говорят согласно с предшествующею ересью кайян в той части учения, что тотчас же с самого начала приведены в бытие два человека, а от сих двоих имеют бытие Каин и Авель. Из за них ангелы восстали одни против других, и тем произвели то, что Авель был убит Каином; ибо восстание состояло в состязании ангелов о родах сих двух человеков: того, который родил Каина, и того, который родил Авеля. Одержала же верх вышняя сила, которую называют Матерью и существом женского пола. Ибо думают, что горе́ есть Матери, а также существа и женского пола и мужеского, и едва не говорят, что есть там роды и поколения. Посему, когда, говорят, называемая матерью и существом женского пола одержала верх, то поелику узнала, что Авель убит, помысливши совершила рождение Сифа, и в него вложила свою силу, а в ней положила семя высшей силы и искру, свыше ниспосланную для первого основания семени и состава. И это состав правды и избрание семени и рода, так что этим составом и этим семенем должны быть низложены силы ангелов, которые сотворили мир и двух первоначальных человеков. По сей-то причине и род Сифов с тех пор ведется в отдельности, как род избранный и отличенный от другого рода. С течением времени, говорят сифияне, когда, при совместности двух родов: Каинова и Авелева, они по умножению зла сошлись в один род и смешались вместе: тогда Матерь всех, усматривая это, восхотела сделать семя людей чистым, и поелику, по сказанному прежде, Авель был убит, то избрала этого Сифа, и его явила чистым, и в нем одном положила начало рода с той же самою силою и чистотою.

Гл. 3. Когда же снова увидела великое смешение и беспорядочные стремления ангелов и людей, дошедших до смешения двух родов, и что их беспорядочность произвела некоторые составы родов; снова подвиглась та же самая Матерь и женщина, и навела потоп, и погубила всех мятежников всего противившегося человеческого рода, для того именно, чтобы в мире оставался один чистый и праведный род Сифов для составления высшего рода и искры правды. Но ангелы опять скрытно от нее ввели в ковчег Хама, происходившего от их семени. Ибо из осми душ, спасшихся в тогдашнем Ноевом корабле, семь, как утверждают сифияне, были чистого рода, а один — Хам, который проник скрытно от вышней Матери, имел начало бытия от иной силы. Устроено же это было ангелами и приведено в исполнение так: когда ангелы, как утверждают сифияне, узнали, что все их семя будет изглажено потопом, то, для соблюдения созданного ими порочного рода, какою-то хитростью подвели туда вышеупомянутого Хама. И от этого произошли в людях забвение и заблуждение, и беспорядочные греховные стремления, и многочисленная смесь порока в мире. И таким образом мир опять возвратился к первоначальному бесчинию, и исполнился зол, как в начале до потопа. От семени же Сифа по преемству рода пришел Сам Христос Иисус, явившийся в мире не путем рождения, но чудесным образом; Он-то Самый есть тогдашний Сиф, ныне пришедший к роду человеческому, как Христос, посланный вышнею Материю.

Гл. 4. Все сие, как утверждают сифияне, происходило так. Но таковая проповедь, как всякому очевидно, нелепа, слаба и исполнена пустословия. Ибо не два человека были созданы, но один — Адам, и от Адама и Каин, и Авель, и Сиф; и все роды допотопные составились в мире не от двоих людей, но от одного, Адама. После же потопа весь род человеческий — опять от одного человека Ноя, и не от различных людей, а напротив того от одного Ноя, преемственно происшедшего от семени Сифа, и не делится на два рода, но составляет один род. От него-то, то есть от Сифа, а не от двоих человек, которых, вопреки баснотворству сифиян, и не было, ведут свой род все: и Ной, и жена его, и Сим, и Хам, и Иафет, его дети, и три жены его детей.

Гл. 5. Сифияне написали какие-то книги от имени великих мужей. Одни из них числом семь называют по имени Сифа; а другие иного рода книги называют инородными (ἀλλογενεῖς). Одну книгу, исполненную всего порочного, называют по имени Авраама, и утверждают о ней, что она есть откровение, а другие написали от имени Моисея, и еще иные от иных имен. И дойдя умом своим до великой глупости, говорят о какой то жене Сифовой Орее. Но посмотри, возлюбленный, на их неразумие, чтобы тебе всячески осудить их лицедейные сочинения, суемудренные басни и лживые вздорные речи. Есть некоторые другие ереси, говорящие о какой-то силе, которую называют по имени Ореею. Сию-то признаваемую другими силу, называемую Ореею, сифияне называют женою Сифовою. Посему, как знаете вы, возлюбленные, мы можем доказать, что Сиф по естеству был человек, а не что-либо иное, свыше происходящее, и естественный брат Каина и Авеля от одного отца и от одной матери. Ибо сказано: позна Адам Еву жену свою, и заченши, роди Каина; и дала ему имя: Каин, что значит: приобретение[1], и сказала: стяжах человека Господом Богом (Быт. 4, 1.). И опять об Авеле: позна Адам Еву жену свою, и заченши родила сына и назвала его именем Авеля (Быт. 4, 1. 2.). И много спустя, по смерти Авеля: и позна Адам Еву жену свою, и заченши роди сына, и назвала имя ему Сиф, что значит: замена; воскреси бо ми Бог семя вместо Авеля, егоже уби Каин (Быт. 4, 25.). Слова: стяжах Богом, и: воскреси ми Бог, указывают, что Творец всех и Податель рождающихся один Бог. А что сии, то есть: Каин и Сиф, имели жен — это ясно: ибо Авель был убит очень молодым и еще не женатым.

Гл. 6. Но чтобы всяким образом были посрамлены эти сшиватели басен для мира, в книге Юбилеев, называемой еще Малым Бытием (λεπτή Γὲνεσις)[2], можно найти, что эта книга содержит имена жен Каиновой и Сифовой. Когда Адам родил сынов и дочерей, сделалось необходимым в то время, чтобы его сыновья вступили в брак с своими сестрами: ибо это не было законопреступным, потому что другого рода не было. И сам Адам был в супружестве, можно сказать, почти с своею дочерью, созданною из его тела и костей, которая и создана была Богом для супружества с ним; и это не было беззаконием. И сыновья его были в супружестве: Каин с старшею сестрою, так называемою Савою, а третий сын рожденный после Авеля , Сиф — с сестрою своею, называемою Азурою. У Адама, как описывает Малое Бытие, после сих трех сыновей родились еще другие девять, так что у него были две дочери, а детей мужеского пола двенадцать: один убитый, и одиннадцать оставшихся в живых. Указание на это имеешь в книге миробытия, первой книге Моисеевой, которая говорит так: и поживе Адам лет девятьсот тридесять, и роди сыны и дщери, и умре (Быт. 5, 4. 5.).

Гл. 7. С размножением людей и продолжением рода Адамова распространилась заботливость о честном браке, возрастая постепенно. И поелику у Адама появились на свет дети и дети детей, и от них в преемстве рода родились дочери: то не стали уже более брать в замужество своих сестер, напротив того, еще прежде писанного закона Моисеева, учреждение честного брака установилось благозаконно, и стали брать себе в супруги двоюродных. И таким образом, с новым размножением людей, смешались два рода: Каинов с Сифовым, и Сифов с Каиновым, а также и прочие роды сынов Адамовых. За тем, когда в потопе погиб совсем весь род человеческий, сохранен был один Ной, обретший благодать у Бога, потому что обрелся праведным в роде того времени. По сказанному уже нами прежде, он, как говорят истинные Писания, по повелению Божию устроил себе ковчег, в котором, как говорит сама книга истины, спасся сам с вышеупомянутыми семью душами, говорю о его собственной супруге и трех сыновьях также с тремя их женами (Быт. 7, 7.). Опять же истина свидетельствует, что от Ноя произошел остающийся в мире род человеческий. За тем в продолжении рода по преемству сына отцу протекло времени пять родов.[3]

Гл. 8. В это время произошло создание Вавилона в земле Ассирийской и строение столпа людьми того времени. В это время, как уже повествовал я в изложении предшествующих ересей, при исследовании в связи первоначальных родов,[4] всех мужей, начальников и глав, было числом семьдесят два: из рода Хамова тридцать два, из Иафетова пятнадцать, и из Симова двадцать пять. Тогда-то получили начало столп и Вавилон. От сих мужей по всей земле рассеялись племена и языки. И поелику семьдесят два мужа, строившие тогда столп, по смешении языков рассеялись, и вместо одного языка, который знали, быв вдохновлены по воле Божией, стали каждый иметь особый язык: то с тех пор установился, доселе сохраняющийся, состав языков: так что желающему можно для каждого языка отыскать своего начальника. Так Иован, от которого говорящие древним эллинским языком названы ионянами, имел еллинский язык; Фирас, — язык фракиян; Мосох — язык моссиников: Фовел — язык фессалийцев; Елуд — язык лидийцев; Гефар — язык гасфинов; Мисраим — язык египтян; Псус — язык аксумитов; Армот — язык арабов; и из остальных каждый, чтобы мне не говорить о каждом по одиночке, по вдохновению получил свой особенный язык. И отсюда распространилась передача каждого языка в мире.

Гл. 9. С чего же сифияне стали говорить свои лживые речи, внося свое баснотворство, мечтая и грезя о том, чего нет, как о действительно сущем, а сущее отгоняя от своего разума? Но все это зачато в душах человеческих волею диавольскою. Должно посмотреть и подивиться, как обольстил диавол человека на многие бесчиния и вовлек в законопреступность: в блудодеяния, прелюбодеяния, распутства, идолонеистовство, волшебства, кровопролития, хищения, ненасытность, отважные игры, обжорство, и во все тому подобное. Но никогда до пришествия Христова не дерзал он произнести какое нибудь хульное слово на своего Владыку или замыслить восстание против Него. Ибо ожидал Христова пришествия, почему говорит: о Тебе писано есть: яко ангелом Своим заповесть о Тебе, и на руках возмут Тя (Мф. 4, 6.). От пророков, возвещавших Христово пришествие, всегда он слышал, что будет искупление согрешивших о Христе кающихся, и думал получить сколько нибудь милости. Но когда узнал окаянный, что Христос не приемлет его обращения ко спасению, тогда открыл уста против своего Владыки, и извергнул хулу, вложив людям мысль отрицаться Сущего и искать того, кого нет. Посему и эти еретики так же изобличены будут в том, что всячески обмануты. Ибо Сиф умер, и лета его записаны: пожив лет девять сот дванадесять, он воздал долг, родив сыны и дщери (Быт. 5, 7. 8.), как говорит Божественное Писание. По преемству же его сын, имя ему было Енос, также пожив лет девять сот пять оставил нашу жизнь, родив сыны и дщери (Быт. 5, 10. 11.), как говорит та же самая истинная книга.

Гл. 10. Посему как же окажется Господом Сиф, тогда скончавшийся, которого и сыновья, преемственно после него жившие, окончили жизнь? Господь родился от Приснодевы Марии, по благому изволению о жизни человеческой; Он есть Ипостасное Слово — Бог, рожденный вне времени, всегда сущий при Отце, а в последние дни пришел, от девических ложесн, образовал Себе Самому плоть, и восприял душу человеческую, таким образом вполне вочеловечился, проповедал нам тайны жизни, поставил учеников Своих делателями правды, и как Сам, так и чрез учеников обучил род человеческий Своему учению: Он не открывал того, чему учат сифияне, и не именовал себя Сифом, как пустословят эти, отпавшие от истины, одержимые каким-то опьянением.

Так как ныне ересь эта сократилась: то, не имея нужды распространять обличение ее, довольствуюсь тем только, что предложено. Ибо удобоуязвимо их неразумие, и само себя может изобличить и обнаружить, не только в том, как производит Христа и лживо учит, признавая и утверждая, будто Сиф есть Христос, но и в том, что предполагает о двух человеках. Если силы[5] получили начало свыше: то сделанное двумя совершено и сделано не без участия единой силы, бытие которой и они утверждают, называя ее Матерью всяческих. Так находим, что двух сил одна вина, и что без нее не произошло ничто из приведенного в бытие. И как скоро однажды показано одно начало, сифияне опять должны будут прибегнуть к признанию единого Владыки всего, Зиждителя и Создателя всяческих. Но, сказав это и о сей ереси, и открыв яд змеиной их породы из рода аспидов, снова перейдем, возлюбленные, к другой ереси в том же порядке исследования.


  1. Читаемое в сем месте по всем известным изданиям Епифаниева текста слово: κτίσις (создание), по всей вероятности, есть погрешность, и должно быть заменено словом: κτῆσις (приобретение).
  2. Эта апокрифическая книга сохранилась и до нашего времени на эфиопском языке, и издана в немецком переводе Дилльмана Эвальдом в его Jarbücher d. Bibl. Wissenschaft. Jahr. 2. u 3. Она действительно содержит в себе излагаемые здесь св. Епифанием повествования, именно — в гл. 4-й (Jahrbüch. d. Bibl. Wissensch. v. Heinr. Ewald. Jahrb. 2: 1849 Göttingen 1850 S. 230), с тою впрочем разницею, что старшая дочь Адамова и жена Каинова называется в этом немецком переводе: Avan.
  3. От Арфаксада до Фалека Быт. 10, 22. 24. 25.
  4. Твор. Св. О. в русск. перев. т. XLII, стр. 29.
  5. Разумеются, конечно, силы, приведшие в бытие первых людей, по предположению сифиян.