Перейти к содержанию

Невидимая брань (Никодим Святогорец)/1892 (ДО)/Часть 2/Глава 17

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

[260]

Глава семнадцатая.

Для мира сердца надо убѣгать почестей и любить смиреніе и нищету.


Итакъ, брате мой, если любишь миръ сердца, потщись внити въ него дверію смиренія; другаго входа въ него кромѣ смиренія нѣтъ. Для стяжанія же [261] смиренія, понудь себя и напрягись принять въ любительныя объятія свои всякія неудовольствія и прискорбности, какъ сестръ родныхъ, и всячески убѣгать славы и почестей, желая паче быть отъ всякаго уничижаемымъ и незнаемымъ и ни отъ кого не получать попеченія и утѣшенія, кромѣ единаго Бога. Утверди въ сердцѣ своемъ, убѣдясь въ благотворности его, такой помыслъ, что Богъ есть единое благо твое и единое убѣжище, а всѣ другія вещи суть для тебя тернія, которыя, если вложишь ихъ въ сердце свое, причинятъ тебѣ вредъ смертоносный, Если же случится тебѣ потерпѣть отъ кого посрамленіе, не печалься о томъ, но перенеси то съ радостію, держа увѣренность, что тогда Богъ съ тобой. И не желай другой чести и не ищи ничего другаго, какъ страдать за любовь къ Богу и за то, что служитъ къ наибольшей для Него славѣ.

Понудь себя и понасиль радоваться, когда кто скажетъ тебѣ оскорбительное слово, или осудитъ тебя, или презрѣніе тебѣ покажетъ. Потому что подъ такимъ поношеніемъ и безчестіемъ сокрыто великое сокровище, и если ты благоохотно примешь ихъ, то скоро очень окажешься богатымъ духовно, о чемъ знать не будетъ даже и тотъ, кто сдѣлаетъ тебѣ такое благодѣяніе, т.-е. тотъ, кто нанесетъ тебѣ безчестіе. Не ищи никогда, чтобъ тебя любилъ кто въ этой жизни и почиталъ тебя, чтобъ тебѣ свободнѣе было спострадать Христу распятому, ни отъ кого и ни отъ чего не встрѣчая въ томъ препятствія. Берегись себя самого, какъ злѣйшаго какого врага своего, и не слѣдуй волѣ своей, ни уму своему, ни своему вкусу и чувству, если не хочешь потеряться. Потому держи всегда наготовѣ оружія противъ себя самого, и когда хотѣніе твое склонится на что-нибудь, хотя бы святое, положи его одно, обнаженное отъ всего сторонняго, предъ Богомъ твоимъ съ глубочайшимъ смиреніемъ, умоляя Его, да будетъ въ [262] этомъ Его, а не твоя воля; и сдѣлай это, съ искренно-сердечнымъ преданіемъ себя въ волю Божію, безъ всякой примѣси самолюбія, зная, что самъ въ себѣ ты ничего не имѣешь и самъ-по-себѣ ничего сдѣлать не можешь въ дѣлѣ твоего спасенія.

Блюди себя отъ помысловъ, которые представляются святыми и разжигаютъ неразумную по нимъ ревность, о которыхъ иносказательно говоритъ Господь: внемлите отъ лживыхъ пророкъ, иже приходятъ къ вамъ во одеждахъ овчихъ, внутрь же суть волцы хищницы. Отъ плодъ ихъ познаете ихъ (Мѳ. 7, 15). Плодъ же есть томленіе и крушеніе духа. Вѣдай, что все, что удаляетъ тебя отъ смиренія и отъ внутреннаго мира и спокойствія, подъ какимъ бы то краснымъ видомъ ни представлялось, все это — лживые пророки, которые, прикрываясь овчею одеждой, т.-е. лицемѣрною ревностію облагодѣтельствовать ближняго безразборно, суть воистину волки хищные, похищающіе у тебя смиреніе, миръ и спокойствіе, столь необходимыя для всякаго, кто желаетъ прочно успѣвать въ духовной жизни. И чѣмъ болѣе какое дѣло по видимости представляется окрашеннымъ святостію, тѣмъ строжайшему должно оно быть подвергнуто тобой изслѣдованію, безъ задора однакожъ и тревожности. Если случится иной разъ впасть при этомъ въ ошибку, не поддавайся малодушію, но смирись предъ Богомъ и, сознавъ немощь свою, возьми изъ сего урокъ на будущее время. Ибо, можетъ быть, Богъ попустилъ это, чтобъ смирить въ тебѣ какую-либо черту гордыни, сокрытой въ тебѣ и тебѣ самому невѣдомой.

Когда почувствуешь, что душа твоя уязвляется какимъ-либо остномъ ядовитаго тернія, т. е. страстію, или помысломъ страстнымъ, не мятись отъ этого, но усугубь вниманіе и напрягись не допустить ихъ до [263] сердца, ставъ противъ нихъ лицемъ съ сопротивленіемъ имъ и сердце держа за собой недосязамемымъ для нихъ и чистымъ предъ Богомъ, Котораго такимъ образомъ ты всегда будешь имѣть сущимъ внутрь тебя, въ глубинѣ твоего сердца, ради чистоты настроенія его. Въ то же время осѣняй свое внутреннее убѣжденіемъ, что все бывающее съ тобой и въ тебѣ бываетъ для испытанія тебя и обученія, чтобъ ты научился наконецъ вѣрно распознавать, что спасительно для тебя, и слѣдуя тому, сподобился получить вѣнецъ правды, уготованный тебѣ благостію Божіею.