Опыты йоги: религия личного пути (Кукалев)/Введение

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

Введение[править]

Прежде всего, я должен кратко познакомить читателя с тем направлением йоги, которое представляю. Я продолжаю дело своего Учителя, первого у нас в стране дипломированного йога высшей квалификации Анатолия Николаевича Зубкова — ученика знаменитого Рам Кумар Шармы (Лакхнаусский институт йоготерапии и йогокультуры). Именно стараниями Анатолия Николаевича был заложен фундамент всего здания российской йоги, возделана и удобрена почва, на которой теперь столь бурно прорастают все отдельные направления этого движения. В деле моего становления как последователя этого пути приняли немалое участие жена Анатолия Николаевича Роза Васильевна Зубкова (окончившая тот же институт йоги) и его сын Виталий Анатольевич Зубков, также имеющий соответствующий диплом, полученный у Дхирендры Брахмачари в очень близком по стилю делийском институте йоготерапии и йогокультуры.

Низкий поклон им всем. Ибо я могу сказать: всем хорошим во мне я обязан йоге.

Указанные выше школы йоги (Лакхнаусская и Делийская) сохраняют традиционное отношение к йоге как пути развития интеллекта. Их отличают следующие особенности.

  • Линия преемственности идет от Свами Шивананды в передается изустно от Гуру к челя.
  • Отношение к йоге как к системе, прежде всего гигиенической.
  • Поиск причины любого явления и стремление воздействовать на причину, а не следствия.
  • Системный подход к вопросам терапии и всестороннего Развития личности, опирающийся на убеждение, что болеет не один отдельно взятый орган, а все тело как система. Поэтому и воздействовать предлагается на всю систему в целом, максимально используя системные эффекты серий упражнений — комплексов, с подключением аюрведических принципов лечения (прежде всего диагностики и рецептуры). При этом каждое отдельное упражнение ценно только как функциональный элемент комплекса, направленного на достижение некоторой конкретной цели.
  • Осознанное полагание этики вообще и ахимсы в частности в основание всего процесса и, как следствие, естественность, разумность и индивидуальность применения всех рекомендаций йоги без непременного обращения к мистике.
  • Опора при построении комплексов (везде, где это возможно) на современные научные достижения физиологии, неврологии, психологии и др. с сохранением традиционной теории чакр и Восстановлением контроля над 72 000 нади.
  • Сохранение повышенного внимания к позвоночнику как основе вегетативной нервной системы.
  • Связь движений с дыханием с целью увеличения их физиологически обоснованного воздействия.
  • Мягкий терапевтический стиль, в котором ведущая роль придается внутренней работе сознания с концентрацией на определенных точках.
  • Большая доля динамических упражнений (вьяям) в начальных комплексах, обеспечивающих единство, цельность воздействия и дающих заметный системный эффект.
  • Направленность на практику, осознание глубинного смысла движений и изменение себя и своего отношения к миру через развитие и изменение тела (лекции по философии йоги не читаются).
  • Ежедневность занятий (не менее 1 часа).
  • В школе учащиеся занимаются одновременно (в группах), но каждый с учетом своих индивидуальных особенностей.
  • Распространение йоги среди местных жителей, что не исключает обучения иностранцев.

В первой своей книге[1] я не только старался предельно подробно передать читателю данную традицию, обеспечить глубокое понимание происходящих при этом процессов и искренне поделиться своим опытом ее освоения. Я рискнул добавить краткое описание ряда наших отечественных теоретических находок. Речь идет о вполне научных моделях происхождения человека, структуры общества, интеллекта, эмоций, сознания, души и др., позволяющих достаточно хорошо понять многие загадочные явления задолго до того, как ученик дошел бы до высших ступеней йоги, идя к ним традиционным путем. В первом издании я решил также кратко ознакомить читателя с лучшими, всемирно признанными методами решения творческих задач — отечественной Теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ), точнее, своей интерпретацией этой системы – ФУР-методологией. И я считаю себя не вправе отказываться от этого пути, ограничивая свою задачу лишь улучшением характера изложения материала, исправлением обнаруженных опечаток и ошибок, уточнением и пополнением недостаточно понятных мест книги, добавлением того, что понял или узнал за прошедшее время. Однако объем переработки оказался таким, что по сути правильнее говорить о новой книге.

Должен сказать, что в первоначальном варианте эта книга была написана мною как неким инструментом — говорят же: «Этот текст написан той ручкой, этим карандашом». Как будто некая внешняя сила — и мне кажется, что теперь я хорошо понимаю источник и сущность этой силы, системных проявлений Внешних обстоятельств помогала мне всегда и во всем, буквально несла меня на руках. Но чаще всего она действовала через конкретных, окружающих меня людей.

Поэтому я хочу сразу же поблагодарить всех моих знакомых, с кем сводила меня судьба и благодаря которым я все четче понимал свою цель, направление своего движения. Я искренне признателен тем, благодаря кому моя предыдущая книга вообще увидела свет — увы, у меня не получилось сделать это раньше: А. П. Чуфыреву, В. А. Кулешову, О. А. Степанову, а также всем сотрудникам Санкт-Петербургского отделения издательства «Наука, принимавшим участие в ее подготовке; и конечно тем, без чьего участия не могло бы осуществиться данное издание книги — С. Ю. Шевяковой и М. В. Николаевой. Я хочу также сказать сердечное спасибо моей жене Н. Н. Гаршиной, вера и выдержка которой постоянно поддерживали и поддерживают меня на этом пути.

Мне хочется сказать спасибо и всем другим своим учителям и ученикам, в частности слушателям Санкт-Петербургской школы практической хатха-йоги. Ведь только практика может быть критерием, позволяющим нам отличать внутренние сигналы нашего мозга, нашей нервной системы от сигналов внешних. Только в реальной жизни мы можем найти реальные ответы на многочисленные наши вопросы — ответы, хотя и даваемые часто в виде задач, но зато ответы инструментальные, позволяющие получить реальную пользу для себя и людей.

Теперь можно приступить непосредственно к разговору о йоге и ее значении в современном мире, о новой вере. Но сначала я все же позволю себе небольшое обращение к читателю, необходимое, как мне кажется, для улучшения нашего взаимопонимания.

С. В. Кукалёв

Примечания[править]

  1. Кукалев С. В. Опыты йоги. Пособие по развитию таланта. СП6., 1998.