Понуровка (Рубец)/1911 (ВТ)

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Понуровка
автор Александр Иванович Рубец (1837—1913)
Из сборника «Предания, легенды и сказания стародубской седой старины». Источник: Рубец, А. И. Предания, легенды и сказания стародубской седой старины. — Стародуб: Тип. А. М. Соркина, 1911. — С. 26—34..

[26]
ТРЕТИЙ РАССКАЗ
ПОНУРОВКА

В 27 верстах от Стародуба по дороге в Новгородсеверск находится село Понуровка. В недалеком расстоянии, так верстах в десяти от этого места в старые давние времена в лесу на поляне был небольшой поселок литвинов. В этом [27]поселке жил старый Понур, который слыл в округе как добрый и разумный человек. Он занимался ворожбою, собирал целебные различные травы, выкапывал приворотные корни, лечил людей от разных болезней, по крику и по полету птиц предсказывал перемену погоды. Его никто не видел выходящим из дому; всё он сидел в своей хате, а знал всё, что делается в поселке.

У Понура было два сына: Пуца и Бутя. Пуца был нрава скверного, злой, сам рыжий, весь косматый, с косыми зелеными глазами, был вислоухий, рот имел до ушей, а нос маленький, как пуговка, руки у него были длинные, кулаки громадные и крепкие как камень, а ноги — колесом. Меньшой Бутя был чернявый, лицо у него было желто-смуглое, лоб имел большой, волосы курчавые, глаза темные, большие, жгучие, нос с горбом, рот с алыми, толстыми губами, с маленькой в виде клина бородкой; зубы — что твой жемчуг; сам был большого роста, статный, гибкий, ловкий парень, ходил всегда быстро, был тихого нрава человек, никого не обижал, ни с кем не задирался. Оба брата были женаты. У старшего была жена [28]Луця. Она была маленького роста, вертлявая, без умолку говорившая, вкрадчивая, нелюбившая своего мужа, потому что он часто ее бил за дело и без дела. Она ленилась и мало занималась хозяйством, ходила грязно и неряшливо, в хате никогда не прибирала. У них не было детей.

Младший Бутя был женат на Реве, миловидной толстушке. Она постоянно была в хлопотах, то у очага, то на задворках: чистила, мыла, прибирала в хате и всегда звонко хохотала, распевала песенки; одета была всегда чисто, любила своего мужа, Бутю, до безумия и всячески старалась угодить ему. У них было много детей, и дети их были такие красивые, тихие и некапризные. И Бутя и Рева постоянно с ними возились. Старый Понур был человек зажиточный, и можно сказать, богатый: Его закромы ломились от хлеба, в кошаре стояло много коров, в хлеву свиней, в кладовых было сложено много зубровых кож и мехов — медвежьих, лисьих и бобровых; а в укромном местечке было закопано не одна сотня дукатов. У каждого из сыновей Понура было по хате, а сам он жил отдельно, особняком. Перед [29]смертью он призвал их и просил поделить поровну всё то, что он им оставил; сказал также, чтобы старший сын не обижал младшего, и чтобы жили они в согласии.

Не успел еще Понур умереть, как Пуця завладел почти всем; не дал он брату ни хлеба, ни законных денег, и стали братья ссориться, не стали жить согласно. Старшему всё удавалось: что ни посеет, то прекрасно и уродит; Борты его увеличились числом и давали прекрасный мед; меха он выгодно сбывал, всё богател да богател. А младший что не предпринимал, всё не удавалось: посеет он что либо — червь подъест, либо зубр потопчет; отроятся ли его пчелы — чуть что зазевается, а брат тут и подберет.

Нередко ходил он к брату чтобы тот помог ему.

— Помоги, родненький братику; детки плачут голодные… будь милостив. Но Пуця вместе с женою в таких случаях ругали его и выталкивали в шею. Раз Бутя видит во сне благообразного седого старца, который говорит ему: — Не бойся меня, пойдем со [30]мною, ты достоин того, чтобы я вознаградил тебя за твою скромность и кротость.

Он последовал за старцем. Не идет Бутя, а летит: так стало ему легко на душе.

Вот пришли они к горе, а в горе пещера с железными воротами, которые закрыты наглухо. Старик сказал:

— Скажи про себя: «Артура отвори», Бутя сказал, и ворота открылись. Они вошли; сыро, темно, ветер гуляет, над ними большие летучие мыши летают, а сзади, что твой гром, гремит что-то и догоняет.

— Не бойся ничего, только не оглядывайся, — сказал старец. Прошли они довольно долго по пещере и, наконец, набрели на свет. Пещера мало-помалу расширилась, и пришли они к большому просторному месту, в котором налево слышался стук железа о камень. Там они увидели массу маленьких людей с большими седыми бородами, которые били каменные утесы железными кирками, и от ударов которых брызгали искры и сыпался щебень из чистого золота. Этот щебень подбирали в корзины такие же маленькие, как и старички, девушки с [31]распущенными золотистыми волосами и перемывали его в воде водопада. А посередине того места стояла громадного роста женщина, возле которой стояли мешки с золотом, а на левой стороне амбар, в котором помещались кули со всевозможными различными зернами; кругом её горели в жаровнях смирн и ладан, а сверху падал яркий голубоватый свет.

Старик с Бутей стали на колени перед этой женщиной и Бутя протянул к ней руки, прося помощи. Она лучезарно улыбнулась, взяла два больших дуката и сказала:

— Вот твое тебе богатство. Эти дукаты должны быть для тебя священны. Ты повесь их себе на шею и никогда не расставайся с ними.

Затем взяла кувшин, налила полно его водой и сказала: Возьми немножко боровинки, омочи в воду и взбрызни по ветру на свои поля и они сделаются влажными.

Далее величавая женщина потребовала три маленьких кулька с зернами пшеницы, проса и ржи и сказала:

— Посей всё это на трех сменах, и у тебя всегда будет урожай. [32] И на этом Бутя проснулся. Лежит на постели, протирает глаза; потом встал, начал одеваться и видит — вдруг возле постели стоят три кулька, а на шее у него два дуката, и в стороне стоит кувшин воды; разбудил тогда Бутя свою жену Реву, рассказал ей всё о своем сне и о кульках, о воде, о дукатах и о благообразном старике.

В заключение Бутя сказал своей жене, что тотчас же пойдет искать нового места для переселения, что теперешнее место ему опостыло. Собрался в путь и пошел.

Бродил он долго и, наконец набрел на красивую речку, по левой стороне которой было гладкое поле и луг; выбрал он место, где построить дом (дело было весной) и начал делать сруб. На ночь пошел домой, а к утру как пришел, то увидел, что дом уже готов, и с ним все хозяйственные постройки.

Перевез Бутя на новое место всё свое семейство и начал обрабатывать землю, предварительно взбрызнув ее, и засеял теми зернами, что получил в пещере. К осени был обильный урожай. [33] Старший же брат, узнавши, что Бутя переселился, пошел к нему и удивился благосостоянию брата, начал льстиво выпытывать его, откуда все эти у него богатства и довольства, и уж не выкопал ли он где-нибудь клад.

Бутя по доброте и простоте своей рассказал про свой сон и про всё, что с ним случилось.

Пуця вернулся домой мрачный и озлобленный и, чтобы выместить свою злобу, так отколотил свою жену, что та слегла в постель и через неделю умерла; а он, негодующий и озлобленный завистью к своему брату, вскоре после смерти жены повесился на осине.

Подросши, дети Бути стали помогать отцу и обрабатывать всё новые и новые земли, и Бутя с каждым годом стал богатеть и наживаться. Он построил несколько куреней, а из соседнего поселка к нему присоединилось еще несколько человек.

С каждым годом поселок разрастался, и когда умер Бутя, то поселок в честь его отца был назван Понуровым, а потом [34]Понуровкою, а речка, на которой стоял он, была названа в честь жены Бути Ревою.