Путешествие по Северу России в 1791 году (Челищев)/От губернского города Архангельска до уездного города Холмогоры/ДО

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
[113]
14-я часть. Отъ города губернскаго Архангельска Сѣверною рѣкою Двиною до уѣзднаго города Холмогоръ.

21/VIIIА 21-го числа августа въ четвертокъ, въ одиннадцать часовъ по полудни, изъ города Архангельска съ дому вышеозначеннаго [114]соборнаго священника Михаила Епифанова Шустова, гдѣ я стоялъ квартерою, экипажъ мой перевезли на другую сторону рѣки Двины въ Соломбальское Архангельское адмиралтейство, который сложили въ данный мнѣ отъ господина адмирала Ивана Яковлевича Барша, названный «Съ нами Богъ» катеръ (котораго видъ на оборотѣ сего листа прилагается), въ коемъ мои люди и ночевали, а я ночевалъ въ адмиральскомъ домѣ.

22-го числа въ пятницу, отслушавши въ Соломбальскомъ Петро-Павловскомъ соборѣ литургію и въ господина адмирала Ивана Яковлевича отобѣдавши, вмѣстѣ жь съ капитанъ-лейтенантомъ Сергѣемъ Николаевичемъ Синявинымъ и для препровожденія меня водянымъ на томъ катерѣ путемъ до Санктъ-Петербурга даннымъ отъ него жь адмирала Ивана Яковлевича господина Барша матросомъ Васильемъ Ивановымъ Трифоновымъ, сѣвши въ катеръ, отъ Адмиральской или Соломбальской пристани (до которой провожалъ насъ Иванъ Яковлевичъ со многими морского флота офицерами) отвалили въ 5 часовъ по полудни.

По выѣздѣ нашемъ на средину рѣки Двины противъ воды и небольшого противнаго вѣтра греблею, господинъ адмиралъ сдѣлалъ нашему катеру изъ стоящихъ на пристани предъ его домомъ пушекъ семь выстрѣловъ, на что̀ и мы изъ катера отвѣчали тѣмъ же; потомъ адмиральская, во всемъ парадѣ шлюбка съ музыкантами, обогнавши нашъ катеръ три раза, поворотила назадъ; а мы, переѣхавъ рѣку противъ собора, пристали къ городу Архангельску и, для отслуженія храмамъ молебновъ, ходили въ соборную и Архангельскую церкви. Между жь тѣмъ временемъ господинъ адмиралъ Иванъ Яковлевичъ Баршъ для провожанія насъ вмѣсто себя, за своею болѣзнею, прислалъ къ намъ въ своей парадной шлюпкѣ флотскихъ офицеровъ, съ которыми и пробыли мы въ катерѣ возлѣ берегу на одномъ мѣстѣ до перваго часа по полуночи. Потомъ, распрощавшись съ ними, при большомъ противномъ вѣтрѣ и дождевой погодѣ, поѣхали греблею; но какъ вѣтръ не утихалъ, а еще часъ отъ часу больше усиливался, то не въ силахъ будучи противъ большихъ отъ вѣтру волнъ и противнаго жь стремленія воды ѣхать греблею впередъ, а уносило опять назадъ, [илл]Адмиральская шлюпка, илл. 1-я («Путешествие по Северу России в 1791 году») 01.jpg [илл]Адмиральская шлюпка, илл. 2-я («Путешествие по Северу России в 1791 году»).jpg [115]принуждены были, заѣхавши за Архангельскій монастырь, стать на якорь.

23-го числа въ субботу вѣтръ не перемѣнялся и не утихалъ, почему и стояли на одномъ мѣстѣ, не выѣзжая на берегъ. Послѣ обѣда, услышавши вечерній звонъ, выѣхавши на берегъ, ходилъ я въ Архангельскій монастырь къ вечернѣ, гдѣ также слушалъ и всенощную. А какъ всенощная отошла поздно вечеромъ, то за темнотою ночи и за грязною весьма отъ дождя къ катеру дорогою, остался по приглашенію тамошняго игумна Филарета ночевать въ монастырѣ, въ его кельяхъ.

24-го числа въ воскресенье, въ день моихъ имянинъ, отслушавши литургію и молебенъ, пошли изъ Архангельскаго монастыря, прямо изъ церкви на свой катеръ, куда, по моему зву, для обѣда пришли онаго монастыря игуменъ Филаретъ и въ томъ же монастырѣ живущій игуменъ же, семинаріи префектъ и богословіи учитель Никонъ и соборный священникъ Михаилъ Епифановъ Шустовъ; отобѣдавши жь, при ясномъ небѣ и небольшомъ противномъ вѣтрѣ поѣхали съ ними бичевою во второмъ часу по полудни.

На рѣкѣ Двинѣ, на правомъ по теченію ея берегу, въ пяти отъ города Архангельска верстахъ, имѣется архангелогородскаго купца Семена Крылова, заведенная въ 1732 году, по дозволенію коммерцъ-коллегіи, онаго Семена Крылова дѣдомъ Никитою Крыловымъ, корабельная о шести докахъ, называемая Быковская, верфь; на ней прежде каждый годъ для продажи иностраннымъ и россійскимъ купцамъ строивалось по шести купеческихъ кораблей; а въ нынѣшніе годы каждый годъ строится отъ одного до трехъ мореходныхъ судовъ; а когда Соломбальскому адмиралтейству потребно нужное строеніе военныхъ для морского флота судовъ, такъ строютъ на ней военные корабли и прочаго названія большія суда, безъ заплаты за то денегъ.

Проѣхавши по рѣкѣ Двинѣ бичевою отъ города Архангельска семь верстъ, для выпуску изъ катера на берегъ помянутыхъ духовныхъ персонъ, противъ деревни Воровиной стали на якорь и простояли съ часъ. Потомъ при тихой невѣтреной погодѣ поѣхали греблею и бичевою. [116]Противъ сей Воровиной деревни экономической видѣнъ былъ на другой сторонѣ, по теченію рѣки на лѣвомъ, а по нашей отъ города Архангельска ѣздѣ на правомъ берегу, погостъ Лисъ-островъ (такъ называется по немалому Двинскому острову, на которомъ онъ стоитъ); въ немъ деревянная церковь Воскресенію Христову и великомученицы Параскевы.

Отъѣхавши отъ деревни Воровиной вечеромъ семь верстъ, противъ деревни Бѣлой Горы для ужины стали на якорь. Выѣхавши изъ катера на берегъ, въ домѣ оной деревни крестьянина Егора Алексѣева напившись чаю и взявши знающаго въ рѣкѣ фарватеръ лоцмана Мину Егорова, при небольшомъ противномъ вѣтрѣ греблею; но отъѣхавши отъ деревни Бѣлой Горы двѣ версты, противъ стоящей по нашей ѣздѣ на лѣвомъ же берегу казеннаго жь вѣдомства Устье-Именской (такъ называющейся по впадающей въ Двину рѣчки Именки) деревни, за сильнымъ противнымъ съ дождемъ вѣтромъ и за темнотою ночи, стали на якорь.

25-го числа въ понедѣльникъ, взявши изъ оной Устье-Именской деревни въ подмогу двухъ гребцовъ, съ заплатою каждому на версту по копѣйкѣ, снявшись съ якоря, потянулись по лѣвому по нашей ѣздѣ берегу бичевой въ шесть часовъ по полуночи. Проѣхавши отъ оной деревни двѣ версты, видѣнъ былъ въ правой сторонѣ на берегу Двины погостъ Ширша; въ немъ одна деревянная, на подобіе каменной отбѣленная церковь преподобнымъ Сергію Радонежскому Чудотворцу и Антонію Сійскому. При ономъ погостѣ на впадающей въ Двину рѣчкѣ Ширшѣ (по которой и погостъ сей таковое жь названіе имѣетъ), для пиленія на потребу Архангельскаго Соломбальскаго адмиралтейства тесу и брусья три пильныхъ анбара, въ каждомъ по два станка; и въ водяной же молотовой кузницѣ на корабли и другія военныя суда якори и прочее кузло. Отъѣхавши же отъ Устье-Именской деревни одиннадцать верстъ, для обѣда и перемѣны гребцовъ, противъ дворцовой, стоящей на лѣвомъ по нашей ѣздѣ берегу, по которому и шли бичевой, деревни Конецъ-Горья, въ одиннадцать часовъ по полуночи стали на якорь.

Не доѣзжая оной деревни шести верстъ, на томъ же лѣвомъ берегу Именской волости погостъ; въ немъ деревянная церковь [117]Собору Пресвятыя Богородицы и чудотворцу Николаю. Изготовивши на берегу кушанье и въ катерѣ отобѣдавши съ тремя человѣками, взятыми изъ оной деревни Конецъ-Горья, за ту же плату бичевщиками, при ясномъ небѣ и тихой невѣтреной погодѣ, поѣхали бичевою въ половинѣ перваго часа по полудни.

Отъѣхавши отъ деревни Конецъ-Горья семь верстъ, для перемѣны бичевщиковъ противъ Лявленскаго погоста стали на якорь и за темнотою ночи и за большимъ дождемъ въ катерѣ ночевали. Оный погостъ стоитъ надъ впадающею въ Двину рѣчкою Лявленкою, которая вытекаетъ изъ болота, почему и называется Лявленскимъ; въ немъ двѣ ветхихъ деревянныхъ церкви, одна — Успенію Пресвятыя Богородицы, другая — Николаю Чудотворцу.

26-го числа во вторникъ, выѣхавши изъ катера на берегъ, слушали во ономъ Лявленскомъ погостѣ въ Успенской церкви литургію и молебенъ. Потомъ, купивши за три рубли у крестьянина Мокея Фролова изрядный шитый яликъ, сдѣланный на голландскій манеръ, взявши за ту жь каждому по копѣйкѣ на версту плату четырехъ человѣкъ бичевщиковъ, сѣвши въ катеръ и въ немъ отобѣдавши, при благополучномъ вѣтрѣ и ясномъ небѣ въ одиннадцать часовъ поѣхали парусами.

Противъ сего погоста на другой сторонѣ рѣки, на двинскомъ большомъ Княжь-островѣ того жь названія погостъ; въ немъ двѣ деревянныхъ церкви, первая — Введенію во храмъ Пресвятыя Богородицы, вторая — великомученицы Екатерины.

Въ шести отъ Лявленскаго погоста верстахъ, въ правой же по нашей ѣздѣ сторонѣ, на Двинскомъ же Нижняя Койда-Курья острову, того жь названія погостъ; въ немъ двѣ деревянныхъ церкви, первая — Иліи Пророку и преподобному Варлааму Хутынскому, другая — Николаю Чудотворцу, а третія внедавнѣ усердіемъ прихожанъ-крестьянъ построена каменная — Николаю жь Чудотворцу.

Отъѣхавши отъ Лявленскаго погоста 12 верстъ, для перемѣны гребцовъ пристали къ стоящей въ лѣвой же сторонѣ казеннаго вѣдомства деревни Бугрувой, къ самому берегу и, взявши [118]знающаго фарватеръ лоцмана Прохора Данилова и одного работника, дабы не упустить благополучнаго вѣтра, безостановочно поѣхали парусами жь.

До города Холмогоръ въ виду нашемъ по берегамъ и по островамъ были отъ оной деревни погосты:

1) Въ правой сторонѣ Кейхацкій, въ немъ двѣ деревянныхъ церкви: первая — Рождеству Богородицы и Георгію великомученику, другая — преподобному Антонію Сійскому и великомученицы Екатерины.

2) На Двинскомъ Верхняя Койда-Курья острову того жь названія; въ немъ каменная церковь Николаю Чудотворцу.

3) Въ лѣвой сторонѣ Каскова-Гора, деревянная церковь великомученику Георгію. При ономъ погостѣ приливъ и отливъ изъ Бѣлаго моря, и Архангельскій уѣздъ кончился, которымъ отъ Архангельска проѣхали 56 верстъ, а начался Холмогорскій уѣздъ.

4) На Двинскомъ не маломъ острову Курья, того жь названія; въ немъ три деревянныхъ церкви: первая — апостолу евангелисту Іоанну Богослову; вторая — преподобному Сергію Радонежскому; третья — преподобной Маріи Египетской.

5) Въ лѣвой сторонѣ Спасскій, прежде былъ того жь названія мужескій монастырь, въ которомъ лѣтомъ живали Холмогорскіе архіереи, по перенесеніи жь архіерейскаго стула въ Архангельскъ, установленъ приходскій погостъ. Въ немъ три каменныхъ церкви: первая — Нерукотворенному Образу и Благовѣщенію Пресвятыя Богородицы; вторая — Преображенію Господню и преподобнымъ Зосиму и Савватію Соловецкимъ; третья — преподобному Михаилу Малеину и девяти мученикамъ иже въ Кизицѣ. Въ семъ мѣстѣ рѣка Двина настоящая или большая осталась въ лѣвѣ, а мы къ городу Холмогору, за утишеніемъ вѣтра, поѣхали греблею и бичевою выпадающею изъ Двины и въ нее жь опять впадающею рѣкою Куропалкою.

Проѣхавши отъ деревни Бугровой 30, Холмогорскимъ уѣздомъ 20, а всего отъ города Архангельска 76 верстъ, въ восемь часовъ по полудни пристали къ уѣздному Архангельской губерніи городу Холмогору и квартерою стали въ домѣ мѣщанской вдовы Ириньи Ларіоновой.