Путешествие по Северу России в 1791 году (Челищев)/От уездного города Красноборска до областного города Великого Устюга/ВТ

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
[155]
19-я и опоследняя Северною рекою Двиною часть, от уездного города Красноборска до областного города Великого Устюга.

18-го числа сентября в четверток.18/IX Отслушавши в городской церкви литургию и молебен, побыв у господина тамошнего городничего Доронина и в своей квартере отобедавши, перебрались из квартеры в катер, до которого нас провожал господин городничий Иван Михайлович Доронин, где с ним расставшись, с четырьмя тамошними работниками и пятым Родионом Филипповым лоцманом, при ясном небе и холодном, немного нам попутном ветре, в четыре часа по полудни поехали бичевою и парусом.

В двух верстах от города Красноборска, в той же правой стороне, на которой город, погост Красноборский Наволок; в нём деревянная церковь блаженному Прокофию Устюгскому чудотворцу и преподобному Харлампию. В пяти от Красноборского Наволока верстах, в левой стороне погост Юрьев Наволок; в нём деревянная церковь Николаю Чудотворцу. Против сего погоста ботик или ялик наш ветром от катера оторвало и понесло вниз, назад к городу Красноборску, почему мы поворотя катер, гнались за ним вёрст пять, до самого погоста Красноборского Наволока; догнавши ж ботик и причаливши его опять к катеру, поехали своим трактом, только что за яликом промешкали часа два. В осьми от погоста Юрьева Наволока верстах, в левой стороне, Белая Слуда погост; в нём две деревянных церкви, одна — Илии Пророку, другая — Николаю Чудотворцу. Против сего погоста, за сильным холодным ветром, за подошедшими от мелей чрез реку переборами и за темнотою ночи став на якоре, в катере ночевали. В ночи ж ишел снег.

19-го числа в пятницу на рассвете, при большом холодном противном ветре и морозе, при пасмурном небе, снявшись с якоря, потянулись бичевою. Но как был сильный противный ветр и немалые от берегов отмели, то по незнанию лоцманову настоящего в Двине фарватера, ехали 5 вёрст от ночлега до 12-го часу по полуночи. Отъехавши ж от города [156]Красноборска 20 вёрст, против стоящего в правой стороне при устье впадающей в Двину речки Тележенки погоста Телегина, для обеда, перемены работников и лоцмана и чтоб обогреться, стали на якорь; и выехавши в ялике к берегу, пришли в дом того погоста дьячка Сидора Спиридонова. Во оном погосте две церкви, каменная Живоначальной Троицы и Покрову Пресвятыя Богородицы, деревянная — Николаю Чудотворцу. Возле их каменная пустая палата. Здесь прежде был того ж названия мужеский монастырь, во владении коего имелось 400 душ крестьян; по испразднении ж его, сделан приходский погост с одним священником и обыкновенным числом причетников; бывшие ж в монастырском владении крестьяне приписаны в приход. Жительствующие здесь церковнические и во всём приходе крестьянские жёны и девки ткут разных цен и доброт гарусные и шерстяные кушаки и для тканья их прядут пряжу и красят её сами. Обогревшись же в дьячковом доме, побывши в церквах и пофриштикавши с шестьми работниками и седьмым лоцманом, при ясном небе и благополучном ветре в час пополудни поехали всеми парусами.

Отъехавши от погоста Телегина двадцать вёрст, для перемены работников и лоцмана, в три четверти третьего пополудни ж часа, пристали к погосту и почтовой станции Макарецкой волости, стоящему в правой стороне. Во оном погосте одна каменная двуэтажная церковь, внизу тёплая, настоящий храм — Рождеству Пресвятыя Богородицы, придельный — святителю Христову Афанасию патриарху Александрийскому; а в верхнем этаже внутри отделывается во имя Николая Чудотворца. Во оном погосте в священниковом доме, поколь собирали четырёх работников и пятого лоцмана, обогревшись и побывши в церкви, при ясном же небе и попутном ветре, в половине шестого часа пополудни поехали всеми ж парусами.

В трёх от Макарецкого погоста верстах, в левой стороне погост Вешкурья; в нём деревянная церковь Рождеству Пречистые Богородицы. В семи верстах от погоста Вешкурья в правой стороне погост Туровецкий; в нём деревянная церковь Успению Пресвятыя Богородицы. [157]

Отъехавши от Макарецкой станции и погоста двадцать вёрст, для перемены работников и лоцмана в десять часов пополудни пристали к стоящей в правой стороне почтовой станции и деревни Ускорью[1], где поколь собрали семи работников и восьмого лоцмана, напились чаю и поужинали; потом в половине двенадцатого часа пополудни, при противном ветре и холодной дождевой погоде, в ночь поехали греблею и бичевою. Против сей станции и деревни Ускорья, в левой стороне погост Падозеро; в нём две деревянных церкви; одна — Николаю Чудотворцу, другая — Илии Пророку. В осьми от станции Ускорья и погоста Падозера верстах, в левой стороне погост Котлас; в нём двуэтажная каменная церковь; вверху престол Николаю Чудотворцу, внизу священномученику архидиакону Стефану.

20-го числа в субботу. В день торжества рождению его высочества Павла Петровича. Проехавши от погоста Котлас две версты, в седьмом пополуночи часу для отслушания литургии и молебна пристали к стоящему в правой стороне над небольшим Двинским проливом, Вонокуркою-рекою называемым, Вонокурской волости погосту[2]; в нём две церкви: одна каменная, другая деревянная; каменная во имя Живоначальной Троицы, деревянная — Успению Пречистые Богородицы. А как мы приехали во время служения в каменной Троицкой церкви всенощной, то никуда не заходя в избу обогреваться (ибо, как на оное число в ночи, так и во всё утро был мороз и холодный большой ветр), а прямо пошли в ту каменную церковь, в которой дослушавши всенощную и не выходя из церкви литургию, благодарный и Святой Троицы с акафистом молебны. Потом в избе того погоста диакона Герасима Поликарпова порядочно обогрелись и отобедали, и пришедши на катер с теми ж, что из станции Ускорья, работниками и лоцманом при пасмурном небе и противном холодном с снегом ветре в половине первого часа пополудни поехали бичевою.

Проехавши от Вонокурского погоста пятнадцать, а от станции Ускорья двадцать пять вёрст, для перемены работников и лоцмана в четыре часа пополудни пристали к стоящей в [158]левой стороне Алексинской (так называющейся по волости) почтовой станции; и во ожидании, покуда собрались работники, мы были в катере, а в деревню за крутостью берега не выходили. А как собрались из Алексинской станции шесть человек работников и седьмой лоцман, то при самой же той погоде поехали бичевою, а в других местах греблею, в четверть шестого часа пополудни ж. Возле оной Алексинской станции погост Городок; в нём две церкви: одна каменная, другая деревянная; каменная во имя архангела Михаила, деревянная Иоанну Предтечи.

Против сего погоста на западной стороны Двины архангелогородский купец Лобанов в Алексинской же волости имеет соляной нарочитый завод. Соленая вода к нему бьёт большим ключом, а излишество оной протекает в озерко и составляет солёное озеро. Соловарница сия именуется Пускинский завод; в одной варнице на одной сковроде вываривает он в год от двух до четырёх тысяч пуд. По объявлению жителей, варилася в прежние времена соль в четырёх варницах, ныне же на одной; это происходит, думаю, от того, что он боится потерять приписанных к сему заводу черносошных крестьян до трёхсот душ, ежели совсем завод опустеет.

В пяти верстах от Алексинской станции в правой стороне погост Вотложенский[3]; в нём каменная церковь во имя Живоначальной Троицы. При оном погосте Красноборский уезд, по обе стороны реки Двины простирающийся на 281 версту, кончился, а начался Велико-Устюгский.

От Вотложенского погоста в пяти верстах в правой стороне Прилуцкий Никольский мужеский монастырь; в нём одна каменная церковь, вверху для служения летом холодная — во имя Николая Чудотворца, в нижнем этаже для служения зимою тёплая — великомученику Георгию. Какое ж во оных церквах и в монастыре украшение, и какое внутри его строение, а также сколько в нём монахов, и от чего они имеют пропитание, и есть ли монастырю какой доход или штатное жалованье, за отдалением его от берега я в нём не был, и описать того не могу. [159]

Проехавши от Алексинской станции двадцать вёрст на 21-е число в ночи, а онаго 21-го числа в воскресенье в пять часов пополуночи, для перемены работников, отслушания всенощной и литургии, и чтоб самим обогреться, ибо во оной ночи выпал снег, а к утру был мороз, против стоящего в правой стороне Ярокурского погоста и того ж названия почтовой станции, затем, что за сделавшимися от мороза отбережнями и мелями, не можно было пристать к берегу, стали на якорь; и выехавши в ялике на берег, в доме того погоста священника Иева Захарова поужинавши, во ожидании всенощной обогрелись. Во оном погосте каменная двуэтажная церковь; в верхнем этаже храм Преображению Господню, в нижнем этаже тёплая — Илии Пророку. А как в сём погосте, за неисправностью священника, литургии не было, то мы, по отслушании всенощной и молебна, с девятьми бичевщиками и десятым лоцманом, при ясном небе и небольшом, противном и холодном ветре, в четверть десятого пополуночи часа поехали бичевою. От сего Ярокурского погоста вперёд к Великому Устюгу левый реки Двины берег крутой, а в правой стороне сенокосные острова. В десяти от Ярокурского погоста верстах в левой стороне погост Савватиева пустынька; в нём деревянная церковь во имя преподобных Зосима и Савватия Соловецких чудотворцев. Оная церковь построена от Соловецкого монастыря для имеющихся поблизости сего погоста крестьян, которые были того Соловецкого монастыря; для управления ж ими и подлежащего в церкви богослужения в сделанных при церкви деревянных кельях живали присыланные из Соловецкого монастыря иеромонахи и монахи; по отобрании ж от монастырей крестьян сделана сия церковь приходскою, и определены к ней белые священники.

Отъехавши от Ярокурской станции двадцать вёрст, для перемены работников или бичевщиков и лоцмана, в шесть часов пополудни пристали к стоящей в левой стороне экономической, бывшей Соловецкого монастыря деревне, Слуда называемой. Против сей деревни за островом в левой стороне погост Слудинской; в нём две церкви, одна каменная, другая [160]деревянная; в каменной один престол Успению Пречистые Богородицы, в деревянной два престола: один — Афанасию патриарху Александрийскому, другой — мученикам Фролу и Лавру. При оном же погосте Слудинской волости почтовая станция, в которую за работниками послал я своего человека, а сами во ожидании их, в доме крестьянина Ивана Кузмина обогревшись, напились чаю и поужинали. Потом с приехавшими из станции восьми работниками и девятым Яковом Перфильевым лоцманом, в одиннадцать часов пополудни, при противном же ветре, поехали бичевою в ночь. Во оных лежащих до города Великого Устюга деревнях много есть из крестьян изрядных слесарей и кузнецов. От оной деревни Слуда все крестьяне носят в рабочие дни сплетеные из берещёных лык лапти, а в праздники русские сапоги и черошни (так у них называются крестьянские башмаки или упаки), а до оной деревни от самой приморской деревни Сорокиной как мужчины, так и женщины, от малого до большого возраста всегда носят кожаную обувь.

[Весь сей край от самого Красноборска и чаятельно до Архангельска изобилен дичью, а особливо рябчиками, которые отменной величины, жиру и вкусу, для чего и приезжают московские и санкт-петербургские купцы, закупают и дают на перёд деньги от 4 до 6 коп. на месте. Сия дороговизна происходит: 1) от общественного во всём вздорожании, 2) что у них нет большего искусства, ни привод, ни шатров, ни тайников, а единственно бьют только из своих винтовок; следовательно, считая, что он птицу убивает 3 зарядом, то заряды ему станут 3 денежки. Сколько погниёт оных до приезду купца, сколько сам съест, сколько подерёт платья и обуви, и сколько сею привычкою пропустит в домашних работах! Можно сказать, что за непристойный сей для крестьян промысел мы в Петербурге и Москве ещё не довольно дорого платим. Признаюсь чистосердечно, что люблю, когда крестьянин знает соху, косу и топор, а егарь по лесу толкается. А ежели бы позволить род какой-нибудь охоты крестьянину, то бы медведя, волка, лисицу и зайца: тем бы они занялись зимою, а сберегли бы табуны, стада, птиц и зелени]. [161]

22-го числа в понедельник, в день торжества коронования Её Императорского Величества, в девятом часу пополуночи для отслушания литургии и молебна пристали к стоящему в правой стороне в десяти верстах от Слуденской станции погосту Бобровенникову; во оном погосте одна каменная церковь во имя Владимирской Божией Матери, придел — трём святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. По отслушании в сей церкви литургии, царского и своего заставного храмам молебнов, в доме онаго погоста священника Андрея Иванова отобедавши, с теми ж, что из Слудинской станции работниками и лоцманом, при солнечном сиянии и благополучном ветре, в час пополудни поехали бичевою. Против сего погоста в левой стороне погост Тейлецкий на двинском острову того ж названия; в нём деревянная церковь Николаю Чудотворцу. В версте от Тейлецкого погоста, в левой же стороне, на острову ж Малом Тейлецком, погост того ж названия; в нём деревянная церковь Рождеству Пресвятыя Богородицы. В пяти от Малого Тейлецкого погоста верстах, в правой стороне, погост Село; в нём каменная церковь Рождеству Божией Матери, деревянная благоверным царём Константину и матери его Елены. В трёх верстах от погоста Села, в правой же стороне построенное бывшим Устюгским архиереем Варлаамом архиерейское село; в нём каменная церковь Тихвинской Богоматери, и для приезду в летнее время из Великого-Устюга на житье епархиальных Велико-Устюгских архиереев каменные палаты. По переведении ж архиерейской кафедры из Устюга в Вологду, оная церковь для продовольствия живущего при ней священника и его причетников сделана приходскою, а в палаты в летнее время иногда въезжает отказавшийся от епархиальных дел, а жительствующий в Велико-Устюгском Архангельском монастыре на покое преосвященный Иоанн. От онаго архиерейского села в правой стороне длинный, но не широкий сенокосный пологий остров, продолжающийся вёрст на десять или на пятнадцать до самого города Великого-Устюга. Около сего острова мы по настоящему фарватеру ехали, имея в виду в правой стороне [162]весь город. Подъезжаючи ж под город ишёл снег, и попутный ветр переменялся в противный, то мы по способности мест ехали бичевою и греблею.

Проехавши ж от погоста Бобровенникова двадцать пять, от станции Слуды тридцать пять, и всего Северною рекою Двиною от города Архангельска семьсот девяносто три, да до Архангельска от истока её в Белое море пятдесят пять, итого 848 вёрст, в половине шестого часа пополудни въехавши в реку Сухону, пристали к Троицкому Гледильному (так называемому по горе, на котором он стоит, на самом устье, где с правой стороны идёт река Юг, а с левой Сухона, и соединясь или, просто сказать, сдвинувшись они, вместе выпустили из себя знатную сию реку Двину), третьего класса монастырю и для, за холодною погодою, ночлега квартерою остановились в кельях тамошнего игумна Геннадия, с его позволения.

В сём монастыре три каменных церкви: 1) настоящий холодный собор двуэтажный; в верхнем этаже престол Живоначальной Троицы, в нижнем — Николаю Чудотворцу; 2) тёплый собор, соединённый каменными переходами с холодным собором, во имя Тихвинской Пресвятыя Богородицы, а внизу под ним хлебопекарня и келарская; 3) возле монастырских от Сухоны реки ворот — Успению Пречистые Богородицы. Во оном монастыре игумен Геннадий. Это самая лучшая духовная особа, которую я наехал во всё моё путешествие. Ласка его и приветствие малейшее суть свойство, которые, кроме видимой его трезвости, привлекают к нему дружество знакомых, а рачение его об обители ясно доказывает, что монастыри опадают в России не от того, что деревни от них отобраны, а оттого только, что настоятели их худы, ибо старанием онаго игумна все, а особливо соборные церкви, украшены образами, иконостасом и прочим церковным прибором и утварью весьма порядочно, а особливо чистотою украшены отменно. Кельи внутри монастыря, как игуменские, так и прочих монахов, старые, деревянные (заметить должно, во множестве монастырей, в которых в проезд мой я был, что везде, кроме Соловецкого, церкви опадают, а кельи настоятельские везде новые или порядочные выстроены; из этого [163]заключить должно, что настоятели оных больше пекутся о своей пользе, нежели об монастырской). Старая ж каменная небольшая для монастырской поклажи — одна келья. Ограда кругом монастыря с одной стороны с приходу от Сухоны каменная, с другой каменная до половины, а прочая старая ж деревянная. В сём монастыре в проезд мой было три иеромонаха, два чтущихся к пострижению белых диакона, четыре монаха, штатных служителей восемь человек. Довольствуются обыкновенным третьего класса монастырю штатным жалованьем, а монастырский для украшения церквей доход состоит от подаяния. Мы, по приезде во оный монастырь, того ж 22-го числа в понедельник вечеру в Троицком соборе слушали всенощную.

23-го числа во вторник, напившись в игумна чаю, отслушавши в Троицком соборе молебен и посмотревши тёплого собора, в девятом часу пополуночи, при ясном небе и тихой, неветреной погоде, вверх рекою Сухоною поехали в своём катере к городу Великому-Устюгу с теми ж, что из Слудинской станции, работниками греблею и бичевою. Оный монастырь Троицким назван, кажется, по соединению в одно третьей реки Двины течения двух рек Юга и Сухоны. Кем же, чьим иждивением и в котором году построен, о том по летописцам неизвестно; однако ж, он на сём месте стоит более семисот лет и был ещё во времена великих князей Святополка, Ярополка, Владимира и прочих.

Близ сего монастыря каменная церковь во имя Иоанна Христа ради юродивого, Устюгского чудотворца, построена гражданами на самом том месте, где он родился.

Проехавши рекою Сухоною до городского строения мелкими местами от истока её вместе с рекою Югом в Двину четыре версты, в половине 1-го часа пополудни пристали к городу Великому-Устюгу близ собора и вышедши из катера на берег, пошли к тамошнему коменданту Алексею Ивановичу Монастыреву и у него обедали. Потом экипаж перенесли в отведённую нам квартеру, в дом бывшего при Варварской церкви дьячка, а ныне записавшегося в купечество Родиона Васильева.

Примѣчанія

  1. Вероятно, имеется ввиду деревня Усть-Курья, расположенная примерно в восьми верстах от Котласа ниже по течению. — Примечание редактора Викитеки.
  2. Верное название погоста — Вондокурье, а волости — Вондокурская. — Примечание редактора Викитеки.
  3. Согласно источникам назывался Вотлажемский или Вотложемский. — Примечание редактора Викитеки.