Гартманъ, Викторъ Александровичъ, архитекторъ, род. въ Петербургѣ 23 апрѣля 1834 г., ум. въ с. Кирѣевѣ, подъ Москвою, 23 іюля 1873 г. Сынъ штабъ-лѣкаря при Калинкинской больницѣ, трехлѣтнимъ мальчикомъ онъ остался уже безъ отца, а черезъ годъ умерла и мать его; по счастью его взяла къ себѣ на воспитаніе сестра матери Л. И. Гемиліанъ, жена архитектора, бывшая любимою камеръ-фрау при императрицѣ Александрѣ Ѳеодоровнѣ. Благодаря зтому, удалось помѣстить мальчика въ Горный корпусъ, куда онъ не имѣлъ права на поступленіе, такъ какъ туда принимались исключительно дѣти лицъ, служившихъ въ горномъ вѣдомствѣ. Поступилъ онъ туда въ 1846 г.; но въ 1852 г. попросили взять его оттуда, такъ какъ рѣзвый и шаловливый характеръ его плохо отвѣчалъ военному режиму корпуса. Замѣченныя въ немъ художественныя способности побудили тетку отдать его теперь въ Академію Художествъ, куда его тянуло уже давно. Здѣсь занятія Г. пошли успѣшно. Нѣкоторое время онъ колебался въ выборѣ спеціальности, между жанровой живописью и архитектурой, но остановился на послѣдней. Въ 1856 г., за проектъ «Биржи», онъ получилъ малую серебряную медаль, въ 1858 г., за «проектъ памятника архитектору» — большую серебряную медаль; въ 1860 г. за проэктъ «биржи, съ пакгаузами, таможнею и проч., на Гутуевскомъ островѣ, въ Петербургѣ» — малую золотую медаль, а въ 1861 г., за проектъ «Публичной библіотеки» — большую золотую медаль съ правомъ на заграничную поѣздку на казенный счетъ. И тогда онъ уже отличался, какъ прекрасный рисовальщикъ и акварелистъ.
Такъ какъ незадолго передъ тѣмъ заведено было оставлять на нѣкоторое время окончившихъ архитекторовъ въ Россіи «для практическихъ занятій при извѣстныхъ архитекторахъ», то и Г. пробылъ два года въ Петербургѣ, работая преимущественно при своемъ дядѣ А. П. Гемиліанѣ, бывшемъ, если не выдающимся архитекторомъ, зато хорошимъ практикомъ, и въ этомъ отношеніи принесшемъ ему не мало пользы.
За это время Г. обработалъ архитектурную часть памятника Микѣшина въ память тысячелѣтія Россіи, составилъ проектъ сельской церкви, близъ Луги, иконостасъ въ соборъ, строившійся въ Кіевѣ архитекторомъ Беретти, и работалъ, въ качествѣ старшаго помощника, при дядѣ, въ домѣ Мясниковыхъ, на Знаменской, гдѣ даже собственноручно раскрасилъ цѣлую комнату въ помпейскомъ стилѣ. Работать собственноручно было вообще его манерою и впослѣдствіи. Напримѣръ, когда строилась типографія А. И. Мамонтова, въ Москвѣ, о которой рѣчь будетъ дальше, онъ, какъ передавалъ мнѣ М. А. Мамонтовъ, не составлялъ даже предварительныхъ проектовъ всѣхъ характерныхъ украшеній зданія, а самъ, забираясь на лѣса, выкладывалъ ихъ своими руками. Кромѣ упомянутыхъ работъ, за это же время, онъ много рисовалъ на деревѣ виньетокъ и иллюстрацій для изданій Гогенфельдена. Наконецъ, въ январѣ 1864 г., онъ выѣхалъ за границу, уже женатымъ, и пробылъ тамъ до осени 1868 г., при чемъ не надолго посѣтилъ Италію, Швецарію и Германію, а большую часть времени провелъ во Франціи. Все время путешествія онъ изучалъ не только художественную сторону архитектурныхъ памятниковъ, но и техническую часть; и совершилъ всю свою поѣздку не такъ, какъ его товарищи пенсіонеры, а какъ это дѣлаютъ уже сложившіеся иностранные архитектора: онъ зарисовывалъ бѣгло все обращавшее на себя его вниманіе, не исключая и жанровыхъ сценъ; все же, что могла передать фотографія, сфотографировывалъ небольшимъ имѣвшимся всегда при немъ аппаратомъ. Такъ же онъ поступилъ и рѣшивши, по образцу другихъ пенсіонеровъ, исполнить реставрацію римскаго амфитеатра около Перигё. Результатомъ всего этого получилось огромное количество привезенныхъ имь въ Россію талантливыхъ рисунковъ и фотографическихъ снимковъ, но требуемыхъ Академіею тщательно отдѣланныхъ рисунковъ и чертежей такъ и не представилъ.
Вскорѣ по возвращеніи въ Петербургъ, Г., въ іюлѣ 1869 г., былъ приглашенъ въ Комиссію для устройства всероссійской мануфактурной выставки 1870 г. Перестройка, по этому поводу, Соляного городка дала возможность Г. выказать во всемъ блескѣ его талантъ, — имъ сдѣлано до шестисотъ рисунковъ, отличающихся изяществомъ и оргинальностью. За эти работы Академія возвела его въ 1870 г. въ званіе академика. Къ этому же времени относится его проектъ городскихъ воротъ для Кіева, въ память событія 4 апрѣля 1866 г., проектъ зданія для народныхъ лекцій, въ Соляномъ городкѣ, въ Петербургѣ и рисунки декорацій и костюмовъ для оперы «Русланъ и Людмила» и для балета «Трильби», составленные по порученію дирекціи Императорскихъ театровъ. Для Политехнической выставки въ Москвѣ 1872 г. Г. было поручено устройство военнаго отдѣла — лучшаго отдѣла этой выставки. Изъ-за этого онъ переселился въ Москву, гдѣ и провелъ остальную свою дѣятельность. Здѣсь онъ составилъ проектъ деревяннаго народнаго театра, построеннаго на Лубянской площади, къ сожалѣнію, съ большими отступленіями отъ первоначальнаго проекта, составилъ проекты построекъ Зоологическаго сада и музея и нѣсколькихъ частныхъ домовъ и дачъ и построилъ упоминавшуюся выше типографію А. И. Мамонтова и дачный домъ для него же, въ с. Кирѣевѣ, гдѣ онъ и умеръ.
За театръ на Лубянской площади, вмѣстѣ съ нѣкоторыми другими работами, онъ получилъ на Вѣнской всемірной выставкѣ 1873 г. почетную золотую медаль.
Рѣдкому архитектору такъ не везло въ строительномъ дѣлѣ, какъ Г. Изъ всѣхъ перечисленныхъ его работъ, въ настоящее время существуетъ только тппографія Мамонтова, да развѣ еще какія небольшія постройки, — всѣ же остальныя или вовсе не были исполнены, или носили лишь временный характеръ, какъ выставки, и по окончаніи ихъ уничтожались. Такъ что знакомиться съ его талантомъ можно лишь по изданіямъ, преимущественно по «Мотивамъ русской архитентуры» Рейнбота.
Въ исторіи русской архитектуры Г. является однимъ изъ главныхъ представителей направленія, стремившагося возродить древне-русскій стиль примѣненіемъ орнаментаціи, взятой съ предметовъ прикладного искусства, къ украшенію архитектурныхъ памятниковъ.
Сборникъ матеріаловъ для исторіи Импер. Академіи Художествъ, т. III, С.‑Пб. 1866 г. — Отчетъ Имп. Академіи Художествъ съ 4 ноября 1872 г. по 4 ноября 1873 г. С.‑Пб. 1874. — Стасовъ В. В. Собраніе сочиненій. Т. II. С.‑Пб. 1894. — Новицкій А. П. Исторія русскаго искусства. М. Т. II. 1903 г.