Сборник материалов по русско-турецкой войне 1877-78 гг. Вып. 2. (1898)/14 июля

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Журнал военных действий против Турции на Европейском театре войны в 1877 году. — Часть II. С 28 июня по 1 октября включительно.
автор М. А. Газенкампф (1843—1913)
См. Оглавление. Из сборника «Сборник Материалов по Русско-Турецкой войне 1877—78 г.г. на Балканском полуострове». Источник: Сборник Материалов по Русско-Турецкой войне 1877—78 г.г. на Балканском полуострове. Выпуск 2. — С.-Петербург: 1898 • Издание Военно-Исторической Комиссия Главного Штаба

[265]
14 июля

1. Расположение и действия за Балканами. На это г.-ад. Гурко 14 июля, рано утром, было сообщено:

1-я бригада 9-й пех. дивизии предоставляется в его распоряжение. Великий Князь желает, однако, сохранить за собой Хаинкиойский проход, так как к 13 июля он уже (трудами одной роты 5-го саперного батальона) разработан так, что через него прошёл уже весь форменный обоз бригады. Поэтому проход этот может быть весьма полезен для наступления за Балканы. 1-я бригада 9-й пех. дивизии может быть употреблена или для набега на Ени-Загру, или для усиления войск в Казанлыке, как г.-ад. Гурко признает более удобным. [266]

При этом для соображений его сообщено следующее:

К Плевне направлены такие силы, что можно надеяться, что мы овладеем им; а оставив там IX корпус, будем в состоянии оттянуть обратно посланные подкрепления. Поэтому, кажется, этот фланг можно считать обеспеченным.

Распоряжение на случай наступления турок от Осман-Базара. Но, с другой стороны, как будто являются признаки усиления войск в Осман-Базаре и Эски-Джуме. Может быть, это начало готовящегося наступления на Тырново. Может быть, это начало отступления из Шумлы за Балканы, причём одна колонна идёт через Эски-Джуму на Осман-Базар и Котел[1] в Сливно, а для бокового прикрытия выслала отряд на Осман-Базарскую дорогу. Существуют некоторые основания думать, что последнее предположение вернее, потому что часть войск рущукского гарнизона отошла к Разграду.

В случае же наступления на Тырново, Великий Князь предполагает встретить неприятеля 11-ю и 14-ю пехотными и 13-ю кавалерийскою дивизиями, приказав вместе с тем XIII корпусу идти к нему на помощь[2]. К Тырнову же будут направлены от Царевица, по мере прибытия, остальные 3 пех. полка IV корпуса (16-й пех. дивизии). Конечно, все эти меры могут оказаться недостаточными; тогда положение у Тырнова может сделаться очень опасным. Но нельзя же по одной возможности такого исхода отказаться от всех выгод, уже приобретённых занятием проходов. Оттягивать оттуда войска Великий Князь решится лишь в последней крайности. Тогда, несмотря на то, что Хаинкиойский проход разработан, 1-я бригада 9-й пех. дивизии может вернуться лишь через Шипкинский проход. Единственные войска, которые могли бы быть двинуты на помощь к Тырнову, но это как крайность, это Орловский пех. полк от Шипки и Габрова и Брянский пех. полк — от Сельви. Это будет необходимо и для прикрытия пути от Шипки на Габрово [267]и Сельви, который сделается путём отступления и для передового отряда.

Поэтому, при первом известии о серьёзном столкновении у Тырнова, г.-ад. Гурко должен направить болгарское ополчение и хотя 1 батальон регулярной пехоты на Шипкинский перевал, чтобы тем освободить Орловский пех. полк.

Имея в виду недостаточную благонадёжность болгарского ополчения, Великий Князь приказал: взамен назначаемой в состав передового отряда 1-й бригады 9-й пех. дивизии, оставить здесь одну дружину, приведшую вчера, 13, пленных, и направить её на поддержку Орденских драгун в Беброво.

2. Действия у Плевны и Ловчи. Только что были сделаны все эти распоряжения, как получено известие (в 6 час. утра), что неприятель в больших силах наступает от Плевны на Ловчу. Это донесение получено из Ловчи от полк. Паренсова командиром Брянского пех. полка в Сельви вчера, 13 июля, в 2½ часа пополудни и доставлено им начальнику 9-й пех. дивизии в Габрово, а оттуда в штаб VIII корпуса в Тырнов. В то же время получено от командира XI корпуса из Чаушмахалы донесение, что положение его войск к вечеру 12 июля было следующее:

1-я бригада 30-й пех. дивизии с 3 батареями у Чаушмахала (Булгарени).
1-я 32-й 4
Штаб корпуса

1-я бригада 11-й кав. дивизии с 2 батареями — Карагач-Булгарский. Туда же предписано перейти вчера, 13 июля, и Кавказской бригаде.

Пехота остаётся 13 июля у Чаушмахалы. 13 же июля должно было произойти совещание между корпусными командирами и разведка неприятельского расположения.

14 июля, сегодня, г.-л. кн. Шаховской предполагал уже двинуть пехоту к Плевне, имея кавалерию впереди.

По сведениям г.-л. кн. Шаховского, турок у Плевно около 60 батальонов; они укрепились на высотах впереди Плевны и занимают д.д. Гривица и Радишево. [268]

По донесению г.-л. Столыпина (от 4½ час. пополудни 13 июля), турки, находящиеся в Плевне, укрепились на следующих позициях: у д. Опанец, в лесу Осано-Пихлевин (?), на дороге из Плевне в Брислан, у д. Гривицы и у д. Радишево.

Всего собралось там войск:

Из Виддина Осман-паша 11.000 штыков.
Рахова Дервиш-паша 6.000
Никополя ускользнул Ахмед-паша (их там было два Ахмета; один взят в плен) с
3.500
Черкесской конницы 8.000

Итого   28.500 штыков.

Артиллерии 56 орудий; но прибывают ещё. Баши-бузуков кроме того очень много.

Никополь совершенно очищен от пленных и раненых.

На основании всех этих известий, сделаны сегодня утром следующие распоряжения:

1) Брянскому пех. полку стать на позиции у Сельви; там держаться; в случае совершенной необходимости отступать — отходить не на Габрово, а на Балван к Тырнову.

2) Орловскому полку стянуться к Габрову; Шипкинский перевал занять 4-й стрелковой бригаде по распоряжению г.-ад. Гурко; на Шипку же отойти в случае крайности и Орловскому полку, удерживаясь на перевале вместе с 4-ю стрелковою бригадою до последней возможности.

3) 1-й бригаде 9-й пех. дивизии оставаться в распоряжении г.-ад. Гурко на вышеизложенных основаниях (см. стр. 265).

4) Г.-л. барону Криденеру с прибывшими к нему подкреплениями атаковать Плевну, направляя главный удар на правый фланг неприятеля. Если же неприятель действительно двинул свои главные силы из Плевны к Ловче, оставив под прикрытием плевненских укреплений лишь один арьергард, то немедленно двинуть за ним бо́льшую часть сил и настойчиво стараться настичь его и расстроить. [269]

5) 2-ю бригаду 30-й пех. дивизии, двинутую также на подкрепление (см. стр. 260) и выступающую сегодня, 14 июля, из Царевица на Овту-Могилу, направить по усмотрению г.-л. князя Шаховского туда, куда по обстоятельствам он найдёт нужным.

6) Три полка 16-й пех. дивизии (см. стр. 225), которые направляются вместо Царевица прямо к Турской-Сливе (сегодня, 14 июля, прибывает туда 2-я бригада со 2-ю, 4-ю и 5-ю батареями, а завтра, 15 июля, — Суздальский пех. полк с 3-ю и 6-ю батареями и штабом дивизии), будут, вероятно, направлены на Батак и образуют резерв.

7) Цесаревичу (телеграмма послана сегодня утром через Государя Императора, через Белу) немедленно выдвинуть одну бригаду XIII корпуса к Церковне в виде авангарда корпуса, на случай, если бы он потребовался на помощь против турок (в случае, если бы они действительно перешли в наступление со стороны Осман-Базара).

3. Никополь. 13 июля оба захваченные монитора были сняты капит. 1-го ранга Новосильским с мели и выведены в Дунай. Немедленно наняты рабочие и приступлено к исправлению мониторов.

4. Рущукскии отряд. После перестрелки 9 июля (см. стр. 253 и 254) на передовой линии всё было спокойно до 6 час. вечера 10 июля.

1) 10 июля рекогносцировка 2 эскадронов 12-й кав. дивизии, под начальством начальника дивизионного штаба, на пространстве между Дунаем и шоссе. Незначительная перестрелка без потерь.

2) Канонада турецких батарей по нашим позициям у Пиргоса. Батареи расположены в 3 верстах от Пиргоса и в 7 верстах от фланга, примыкающего к р. Лом. Турецкия орудия, как неоднократно замечено, бьют гораздо дальше, чем наши. Наши 4-х фун. пушки совсем не могут состязаться с турецкою артиллерией.

3) 10-же июля общее наступательное движение всей кавалерии к Рущуку, под личным начальством г.-ад. гр. Воронцова-Дашкова. [270]

12-й гусарский полк, 2 эскадрона 12-го уланского полка, 1 сотня Донского № 8 полка и Донская № 9 батарея заняли без выстрела д. Писанцы. Из Писанцы 12-й гусарский полк с одною сотнею казаков и 4 орудиями направлен был к станции железной дороги Ветово, а два эскадрона 12-го уланского полка с 2 орудиями, под личным начальством г.-ад. графа Воронцова-Дашкова, заняли центральную позицию к северу от Писанцы. Отряд, направленный на Ветово, разрушил динамитом железную дорогу и порвал телеграф и по железной дороге, и по шоссе в Шумлу.

Двинувшись затем по направлению к Рущуку, наша кавалерия открыла большой неприятельский лагерь впереди форта Леван-Табия и турецкие сторожевые посты в 5 верстах не доходя Рущука и затем возвратилась к д. Писанцы, выставив наблюдательные отряды на Ветово и Турлак.

11 июля кавалерия наша у д. Писанцы и у д. Турлак была атакована значительным отрядом из всех 8 родов оружия и, после лёгкой схватки (в которой контужен 12-го Ахтырского гусарского полка поруч. Вельяшев и ранено 4 нижних чина), отошла к д. Соленик, где и опёрлась на подоспевший батальон. Неприятель не преследовал.

12 июля, около полудня, Рущукский отряд имел следующее расположение:

Полк 35-й пех. дивизии — в д. Кацелево, имея авангард (один батальон) в д. Опаке.

Остальные 3 полка 35-й пех. дивизии — в д. Соленике, имея авангард в д. Ниссове (на р. Белый-Лом).

Имеются сведения о сосредоточении турецких войск у Эски-Джумы и Разграда.

Из Журжева: 11 июля, в 4-м часу утра, из-за острова Годе (выше Рущука) пошли вниз по Дунаю 1 монитор и 7 пароходов. Наши батареи открыли огонь и сожгли 2 парохода совсем, а 1 повредили так, что он сел на мель. Монитор и 3 парохода прошли.

5. Действия у Беброва. Командир 13-го драгунского Военного Ордена полка донёс, что разъезд, ходивший 12 июля на [271]Старореку, наткнулся в полуторачасовом расстоянии от этой деревни по дороге на Демир-Капу (Железные ворота) на неприятельскую пех. цепь и, обменявшись несколькими выстрелами, возвратился. Другой разъезд, посланный по направлению на д. Кинилево, ещё не возвратился. Между тем, по показанию болгар, возвратившихся из Сливно через Демир-Капу, у д. Кинилево стоит около 300 чел. регулярной пехоты.

Сведение это было сегодня же утром послано по летучей почте к г.-ад. князю Святополк-Мирскому и оттуда далее к г.-ад. Гурко, так как в этом сведении усматривается новый признак весьма вероятного отступления турецких главных сил за Балканы.

6. Морской бой близ Кюстенджи. 11 июля пароход «Веста», под командою кап.-лейт. Баранова, вышедший в крейсерство, встретил в 35 милях от Кюстенджи большой турецкий броненосец, который тотчас вступил с ним в бой, продолжавшийся более 5 часов. «Веста» сильно пострадала, но заставила броненосец бежать. Монитор, сблизившись с «Вестой» на ружейный выстрел, дал залп, от которого: 2 офицера и 9 матросов убито; 6 офицеров (в том числе 2 тяжело; в числе легко раненых сам кап.-лейт. Баранов) и 16 матросов ранено. «Веста» получила две сильных пробоины; кроме того, 10-дюймовая бомба, пробив камеру, лопнула на кормовом кубрике и произвела пожар, который был, однако, скоро потушен; перебит штур-трос (в то время, когда он чинился, турецкий броненосец и успел подойти на ружейный выстрел).

С «Весты» попало в броненосец навесно 3 бомбы, из которых одна лопнула в кормовой части, другая не разорвалась, а третья попала в башню, лопнула в ней и решила участь боя; после этого монитор бежал.

12 июля с рассветом «Веста» вернулась в Севастополь.

7. Действия передового отряда (см. стр. 261 и 267). 12 июля Астраханский драг. полк окончательно уничтожил Ямбольскую ветвь железной дороги на протяжении 10 вёр. от Белибрега до окрестностей Карабунара и разрушил несколько довольно больших мостов; Казанский же драгунский полк сжёг [272]водокачальню и станцию Каяджик на Филиппопольской ветви и разрушил железную дорогу в окрестностях этой станции на протяжении 3 вёрст, уничтожив все мосты, трубы и стрелки. Оба полка вернулись ночью с 12 на 13 в Ески-Загру без всяких потерь. Астраханский полк встретил регулярные войска, которые занимали ст. Карабунар, но, по-видимому, были так поражены, что не сделали ни малейшей попытки помешать полку, который производил свои работы у них на глазах.

Казанский полк встретил только башибузуков. Паника турок продолжается (донесение это писано вчера, 13, в 6¾ час. утра).

8. Действия Рущукского отряда (см. стр. 269 и 270). 12 июля неприятель не беспокоил наши сторожевые посты. Замечено было движение неприятельской пехоты между Солеником и Турлаком.

13 июля 35-я пех. дивизия заняла расположение от Соленика до Кропче, фронтом к Разграду, имея одну бригаду в Кацелево и установив связь с соседними войсками; резервом её будет служить бригада 1-й пех. дивизии, находящаяся в Беле при Императорской Главной Квартире.

Кавалерия протянула наблюдательные посты до д. Копаче и войдёт там в связь с 13-ю кав. дивизией.

9. Действия у Плевны (см. стр. 267269). Вчера, 13 июля, войска г.-л. кн. Шаховского были расположены следующим образом:

Кавалерия (бригада 11-й кав. дивизии и Кавказская бригада) — у Карагача-Булгарского.

Пехота (1-я бригада 30-й и 1-я бригада 32-й пех. дивизий) и штаб XI корпуса — у д. Чаушмахала.

На 14 июля, на сегодня, было назначено совещание корпусных командиров на биваке у Брислана. Командир XI корпуса от себя приказал однако выдвинуть сегодня утром пехоту на 6 вёрст вперёд: одну бригаду вперёд моста, другую за ним. При этой последней бригаде парки. Обозы 3-го разряда оставлены у д. Чаушмахала.

Турки расположены тремя большими и одним малым лагерем впереди Плевны, но позади Гривицы. [273]

10. Действия Нижне-Дунайского отряда. Получен журнал военных действий с 21 июня по 3 июля. Из журнала этого между прочим видно:

22 июня окончена колёсная дорога из Гечита в Мачин.

26 июня перешёл из Браилова в Гирсово корп. штаб.

28 июня затоплен Сулинский рував Дуная 5 барками с камнями, ниже Тульчи.

Донской № 40 полк с 2 оруд. направлен к Каларашу.

Войска XIV корпуса двинулись 3 колоннами к Меджидие.

30 июня произведена рекогносцировка неприятельского расположения у Меджидие. Там оказалась укреплённая позиция, занятая 8—10 бат. с 8 орудиями и 600 чел. конницы.

1 июля корпус начал наступать на Меджидие тремя колоннами. Неприятель без выстрела очистил позицию и начал поспешно отступать, бросая по дороге вещи, ранцы, сухари, патроны и т. д. Наши преследовали на расстоянии 10 вёрст; в 2 ч. пополудни прекратили преследование по причине утомительной жары. Потеря наша заключалась в 2 убитых и 3 раненых[3].

2 июля отряд фл.-ад. полк. Раевского (2 бат. 65-го пех. полка, одна 9-ти фун. батарея и сотня казаков) занял без боя Черноводы. Оказалось, что неприятель в числе около 1000 чел., в ночь с 1 на 2 июля, отступил к Силистрии. Турецкие мониторы ушли из Черновод вверх 30 июня.

3 июля отряд фл.-ад. полк. графа Орлова-Денисова (4 сотни Донского № 29 полка с 4 орудиями) занял без выстрела г. Кюстенджи.

С 1—11 июля отряд простоял на линии Черноводы—Кюстенджи, имея штаб корпуса в Меджидие.

12 июля занята без выстрела Мангалия, оставленная жителями и совершенно раззорённая. [274]

Сегодня г.-л. Циммерману даны, письмом начальника Штаба, следующие указания насчёт будущего его плана действий. Пока оставаться на линии Черноводы—Кюстенджи, выслав вперёд кавалерию. Но если турецкая армия выйдет из Шумлы — для наступления против наших главных сил, или для отступления за Балканы, — тогда Нижне-Дунайскому отряду двинуться к Хаджи-Оглу-Базарджику, выдвинув кавалерию до Козлуджи и прикрывшись боковым отрядом от Силистрии. Это движение не может не встревожить неприятеля и должно отвлечь часть его сил.

11. Расположение VIII корпуса. Великий Князь на завтра, на 15 июля, приказал:

1-й бригаде 11-й пех. дивизии перейти из Казаровице к Джутину.

Батальону Подольского пех. полка, выдвинутому к Златарице, придать 2 орудия.

Позиции у Джутина и Златарицы укрепить.

Примечания[править]

  1. Ко́тел или Котёл. — Примечание редактора Викитеки.
  2. Примечание. 13 июля, поздно вечером, послано предписание XIII корпусу быть наготове выступить по первому требованию к Чаир-киою, с тем, чтобы оттуда, смотря по обстоятельствам, наступать или на Трембеш и Козаровицу, или на Кадя-киой и Кесарево.
  3. Примечание. Вечером на биваке были две фальшивые тревоги, обе начавшиеся в Московском пех. полку. Во время 2-й тревоги люди начали стрелять и переранили 8 чел. московских и 2 бородинских.

    Вообще, к действиям в Добрудже может служить интересным дополнением письмо г.-л. Циммермана от 6 июля № 120.


Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. 1281 ГК РФ, и в странах, где срок охраны авторского права действует на протяжении жизни автора плюс 70 лет или менее.

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.