Страница:БСЭ-1 Том 01. А - Аколла (1926)-1.pdf/40

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

АБОРТсогласия матери, устанавливало каторжные работы от 4 до 6 лет, с увеличением срока до 8 лёт, если последствием выкидыша было тяжелое повреждение здоровья матери, и до 10 лет в случае ее смерти. В случаях производства А. с согласия матери назначалось лишение всех особенных, лично и по состоянию присвоенных, прав и преимуществ и исправит. арестантские отделения на время от 5 до 6 лет. Сама беременная женщина, к-рая «по собственному произволу или по согласию с другими, умышленно произведет изгнание плода своего», подвергалась лишению тех же прав и преим. и заключению в тюрьму на время от 4 до 5 лет. Врачи, акушеры, повив, бабки и аптекари — соучастники преступления — подвергались наказанию высшему на одну степень по сравнению с наказанием беременной. «Угол, уложение» 1903, не изменяя прежнего закона по существу, лишь смягчило меру наказания.

Такое отношение буржуазного законодательства — карать «преступление», не заботясь об устранении вызвавших его причин  — не находится ни в каком соответствии с числом обнаруженных искусств. А. Во Франции в 1900 судебным властям сделалось известно лишь 600 А. и в 1910—943. В этом отношении весьма интересны цифры привлеченных к ответственности за производство искусств.

А. в Германии: 1882—85 гг.. . . . 215 1886—90 » ... . . 336 1891—95 » . . . . 339

1896—1900 гг. . .

1901—05 » . .

» . .

1906—08

409 555 688

При 200.000 ежегодно производимых в Германии искусств. А. — количество в среднем ежегодно привлекаемых к судебной ответственности лиц составляет лишь Vdoo часть. В России в 1894 было только 17 обвиняемых в производстве А. женщин и в 1910—83. Иными словами, суровое преследование, отнюдь не уменьшая количества искусств. А., загоняет их в подполье, вынуждает беременную женщину обращаться к подпольным акушеркам, знахаркам и т. п., калечащим и убивающим ее своими неумелыми операциями. — Государственная политика в отношении искусств. А. должна пойти по совершенно иному пути. Этот путь намечен и проводится в СССР. Вопрос об искусств. А. поставлен в СССР со всей ясностью и определенностью, вскрыты его социально-экономические причины, коренным образом изменены законы о брачном и семейном праве, закон об отцовстве и т. д., и тем самым снят с А. покров лицемерия, лжи и бездушия, к-рые свойственны буржуазному законодательству. — Главнейшей мерой для борьбы с А. признано и осуществляется, в меру имеющихся возможностей, широкое развитие мероприятий и учреждений по охране материнства и младенчества. — В основу советского законодательства об искусств. А. положена идея его ненаказуемости и стремление предоставить женщине возможность произвести его с наименьшим вредом для своего здоровья.

Первым государственным актом в РСФСР в области законодательства об искусств.

А. является постановление НКЗдрава и НКЮста 18/XI 1920, к-рое содержит уста 76

новление принципиального отношения к А. и ряд практических мер. Этот исключительного интереса исторический документ гласит следующее: «За послед, десятилетие как на Западе, так и у нас, возрастает число женщин, прибегающих к прерыванию своей беременности. Законодательства всех стран борются с этим злом путем наказания как для женщин, решившихся на выкидыш, так и для врача, его произведшего.

Не приводя к положительным результатам, этот метод борьбы загнал эту операцию в подполье и сделал женщину жертвой корыстных и часто невежественных абортистов, к-рые из тайны создали себе промысел.

В результате до 50% женщин заболевают от заражения и до 4% из них умирают. — Рабоче-Крестьянское Правительство учитывает все зло этого явления для коллектива. Путем укрепления социалистического строя и агитации против А. среди масс трудящегося женского населения оно борется с этим злом и, широко осуществляя принципы охраны материнства и младенчества, предвидит постепенное исчезновение этого явления. — Но пока моральные пережитки прошлого и тяжелые экономические условия настоящего еще вынуждают часть женщин решаться на эту операцию. Наркомздрав и Наркомюст, охраняя здоровье женщин и интересы расы от невежественных и корыстных хищников и считая метод репрессий в этой области абсолютно недостигающим цели, постановляют: — 1. Допускается бесплатное производство операции по искусственному прерыванию беременности в обстановке советских больниц, где обеспечивается ей максимальная безвредность. — 2. Абсолютно запрещается производство этой операции кому бы то ни было, кроме врача. — 3. Виновные в производстве этой операции акушерка или бабка лишаются права практики и предаются народному суду. — 4. Врач, произведший операцию плодоизгнания в порядке частной практики с корыстной целью, также предается суду».

Мысль, выраженная в приведенном постановлении, нашла в дальнейшем отражение в статье 146 Уголовного Кодекса РСФСР 1922: «Совершение с согласия матери изгнания плода или искусственного перерыва беременности лицами, не имеющими для этого надлежаще удостоверенной медицинской подготовки или хотя бы и имеющими специальную медицинскую подготовку, но в ненадлежащих условиях, карается — лишением свободы или принудительными работами на срок до одного года.

Если означенные в сей статье действия совершаются в виде промысла, или без согласия матери, или имели последствием ее смерть, то наказание повышается до лишения свободы на срок до пяти лет».

Устанавливая принцип ненаказуемости А., Советская власть одновременно с этим не устраняется от активной борьбы против А. Общий подъем экономического положения страны и непосредственно связанное с ним улучшение положения рабочего класса, широкая культурно-просветительная работа среди женщин, пропаганда