Страница:БСЭ-1 Том 12. Воден - Волховстрой (1928).pdf/127

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

войну, повсюду обнаружилось, что хозяйственно-техническая подготовка войны была совершенно недостаточна. Все расчеты развертывания военной промышленности и накопления нужных резервов сырья и продовольствия были построены на базе стратегического плана сокрушительной, т. е. кратковременной войны. С первых же месяцев войны все мобилизационные запасы и резервы, подготовленные на основании опыта предыдущих войн и господствующих стратегических доктрин, потонули как капля в море. Гигантская задача мобилизации всего народного хозяйства, приспособления и перестройки промышленности на военную ногу, привлечения всех материальных ресурсов на службу военным запросам была выполнена на ходу в процессе самой войны, вслед за развертыванием военных событий.

В начале войны хозяйство всех воевавших стран переживало своеобразный «кризис приспособления». Мобилизация вырвала из предприятий наиболее здоровую молодую квалифицированную рабочую силу.

Транспорт и прочие средства связи оказались перегруженными развертыванием вооруженных сил, стягиванием армий к фронтам. Наибольшие потрясения испытывал тонкий механизм кредита, денежный рынок, связывающий части мирового хозяйства в единое целое. Погоня за золотом (сопровождающая всякий кризис капиталистического хозяйства), приостановка нормальных кредитных отношений вызвали экстренное вмешательство государствен, властей., Большинство воюющих стран прекратило размен банкнот на золото, провозгласило мораториум по кредитным сделкам и сделкам на срок, запретило вывоз золота за границу. Аппарат биржи перестал функционировать на нек-рое время. Разрыв нормаль- ' ных связей с мировым рынком вызвал кризис экспортных отраслей хозяйства. На рынке мобилизация создала ряд заминок, Связанных с прекращением строительства, резким сокращением спроса на мебель, предметы роскоши и т. п. изделия, не удовлетворяющие неотложных нужд населения.

Этим объясняется парадоксальный с точки зрения последующих событий факт перепроизводства и значительной безработицы, разразившейся во всех странах,’ вступивших в войну в 1914. Так, в Германии,, по данным профсоюзов, количество безработных в различных отраслях промышленности в первые Р/2 месяца войны колебалось в пределах 10—50% всей рабочей массы., Государство вынуждено было централизовать весь аппарат Бирж труда, оттянуть • нек-рую часть безработных в сел. х-во для сезонных работ по уборке урожая, принять меры к прекращению сверхурочных работ, праздничных смен и т. п. Во Франции, согласно анкете инспекторов труда, в течение августа 1914 из строя выбыло 47 % предприя-, тий и 66% рабочих. Если эту пропорцию ; распространить навею Францию, то, за вы  — i четом 24 % рабочих, мобилизованных и при- ' званных в армию, примерная цифра безработных составит свыше двух миллионов. И здесь государству пришлось прибегнуть, в сотрудничестве с профсоюзами, к ряду экс 242

тренных мер для смягчения безработицы.

Такой же резкий подъем кривая безработицы дала не только в Англии и России, но и в нейтральных странах, как, например, в Голландии.

III. Мобилизация и перестройка промышленности.

По мере того как итоги первых сражений обнаружили затяжной характер войны и колоссальную потребность в предметах боевого снаряжения, процесс приспособления хозяйства перешел от фазы застоя и кризиса к фазе лихорадочной перестройки и развертывания. После того как события на Марне положили конец иллюзиям быстрого окончания войны, пали все строго обдуманные планы развертывания кадровой военной индустрии и привлечения предприятий, специально приспособленных к производству средств войны. Выяснилась необходимость приспособить к военному спросу не только специально для этой цели предназначенные предприятия, но и все скольконибудь существенные отрасли индустрии.

Мобилизация промышленности превратилась в процесс срастания и слияния военной индустрии с производствами, казалось бы, не имеющими никакого отношения к военному снабжению. На первых порах инициатива в этом приспособлении мирных производств к военным запросам принадлежала не только заинтересованным военным инстанциям. Движущей силой служила прежде всего погоня за прибылью, стремление выйти из состояния кризиса и застоя, охватившего всю мирную промышленность в первые дни войны. На этой почве возникли те многочисленные «чудеса приспособления» индустрии к военным запросам, к-рыми полна хозяйственная история империалистской войны. В дальнейшем это стихийное стремление промышленности использовать исключительно выгодную конъюнктуру было подчинено специальным мобилизационным мероприятиям государственного аппарата.

В производстве боевого снаряжения привлечение гражданской промышленности приобрело особую форму сотрудничества и разделения труда между гражданской и военной промышленностью. Кадровые заводы превратились в инструктирующие и организующие центры военного производства, разделенного и распределенного в деталях между широчайшими группами гражданской промышленности. Этот своеобразный процесс сотрудничества военного и гражданского производства наряду с учетом и плановым распределением сырья был основным методом мобилизации промышленности в передовых странах — участниках империалистской войны, методом, позволившим в сравнительно короткий срок поставить на службу войне весь индустриальный аппарат.

Быстрота мобилизации промышленности в воюющих странах была различна (см. Военная промышленность'). В начале войны йсцлючительная гибкость и техническое совершенство промышленного аппарата позволяли Германии итти впереди как в смысле быстроты и решительности мобилизации,