Страница:БСЭ-1 Том 20. Гурьевка - Дейки (1930).pdf/20

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

щадь  — 165 км2, наибольшая глубина  — 28 м.

Озеро богато рыбой: щука, язь, красноперка, окунь, налим; развито рыболовство.

В районе Г. о. имеются асфальт и каменный уголь, на побережья встречаются агаты.

У юж. оконечности озера расположен буддийский дацан (монастырь) — местопребывание главы буддийского духовенства в Бурято-Монгольской АССР.

ГУСИНЫЕ, гусеобразные, Anseriformes, отряд птиц, заключающий два подотряда: паламедей (см.) и гусеобразных собственно. К последним принадлежит лишь одно семейство гусей (Anseridae), заключающее 8 подсемейств: крохали, савки, нырки, настоящие утки, настоящие гуси, куриные гуси, шпорцевые гуси, лебеди. Все они характеризуются следующими признаками: тело округлое, несколько приплюснутое; лапы короткие с голенью, оперенной почти до пяточного сустава; задний палец мал, но имеется; клюв прямой, сжатый сверху вниз, с роговыми пластинками по краям; оперение густое и плотное; первостепенных маховых 10. Линька осенью. Селезни уток имеют кроме того летнюю смену контурных перьев.

Прекрасно приспособлены к водной жизни; на земле передвигаются неуклюже. Выводковые птицы. Ок. 160 видов, распространенных по всему свету, особенно в сев. тундрах.

ГУСИНЫЙ ЛУК, Gagea, род сем. лилейных, маленькие луковичные растения с узкими листьями и небольшимд, б. ч. желтоватыми цветами. Св. 50 видов, гл. обр. в Средиземноморской области и в степях Азии.

В СССР гл. обр. на юге и в Туркестане, больше 20 видов в лесах, кустарниках, полях, степях и т. п.

Относится к т. наз. эфемеридам: цветет ранней весной и вскоре отмирает.

Гуси охотно едят листья Г. л. (отсюда название).

ГУСИТЫ, последователи Яна Гуса (см.), участ

Gagea silvatica: 1  — ники широкого социаль

цветущее растение, 2  — продольный разно-религиозного движе

рез луковицы, 3  — ния, имевшего место в цветок, 4  — продольЧехии в 20  — х гг. 15 в. ный разрез цветка, 5  — тычинки и песи возникшего в резуль

тик, 6  — поперечный тате сложного переплеразрез завязи. тения классовых и национальных противоречий между католическим (немецким) духовенством и немецкими горнопромышленниками — с одной стороны и мелкопоместным рыцарством, малоземельным крестьянством и городскими ремесленниками — чехами — с другой. Зародившаяся на почве этих социальных и национальных антагонизмов идея о секуляризации церковных земель встретила сочувствие в рядах светской знати Богемии, где от х/3 до х/2 всех земель принадлежало духовенству. Характерная для средневекового мышления потребность религиозного оформления социально-политических идей перевела протест против эксплоатации чешского населения немецким духовенством в плоскость религиозных разногласий и создала большуюпопулярность разного рода сектантам (вальденсам, беггардам и проч.), в проповеди которых городские рабочие, батраки, малоземельные крестьяне и обнищавшие рыцари вместе с призывом к конфискации церковных имуществ воспринимали мечту о праведном порядке на земле, когда не будет ни богатых ни бедных. Этот успех сектантского движения, с к-рым был тесно связан национальный подъем среди чехов (расцвет «нового просвещения»  — требование чтения Библии и преподавания на родном языке, возникновение ряда чешских школ в городах и селах), всколыхнул ряды духовенства и ученых богословов только что основанного Пражского ун-та и создал ту идеологическую атмосферу, в к-рой зародился гуситизм. Известие о смерти Гуса подняло на ноги всю Чехию, и без того возбужденную только-что полученным распоряжением Констанц. собора о строжайшем запрете причащения мирян из чаши. Вопрос о чаше, не занимавший видного места в учении самого Гуса, у целого ряда его ближайших последователей (Якобелл а, или маленького Якова из Миса, и др.), сделался жгучим и волнующим, а вскоре затем «чаша» стала символом гуситизма в противоположность римско-католической церкви.

При известии о смерти Гуса повсюду в Чехии стали насильственно изгонять католических священников, не желавших причащать мирян из чаши, и заменять их священниками-гуситами. Заседавшие в Праге на своем съезде чешские и моравские бароны, которые примкнули к гуситскому движению вследствие заинтересованности в секуляризации церковных земель (см. Гус), отправили Констанц, собору протест против сожжения Гуса, в котором угрожающе заявлялось, что подписавшиеся будут впредь защищать гуситских проповедников всеми возможными средствами. Через несколько дней эти же бароны организовались в союз для защиты свободной проповеди слова божия в своих владениях и вопреки учению католической церкви объявили Пражский университет верховным судьей во всех религиозных и церковных вопросах. Последний — правда не сразу и не без колебаний  — официально высказался за чашу для мирян.

Не дремали и враги гуситов. В противовес союзу гуситских баронов сорганизовался союз католических баронов Богемии, перетянувший на свою сторону короля Венцеля (Вацлава), до тех пор державшегося нейтрально под влиянием гуситски настроенной жены его — королевы Софии и др. гуситов из числа его придворных и сановников. Констанцский собор и вновь избранный им папа Мартин V осыпали проклятиями и отлучениями гуситов. По настойчивым советам своего брата Сигизмунда король Венцель стал возвращать изгнанных гуситами католич. священников на их прежние места и в свою очередь изгонять гуситских. В ответ на это народ стал собираться огромными толпами для богослужения на полях, причем изгнанные гуситские священники произносили проповеди на чешском языке и причащали молящихся из чаши. На сторону Г. перешли и представители придворной 2*