Страница:БСЭ-1 Том 22. Джуца - Договор торговый (1935).pdf/32

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

мира. Все развитие естественно-научной и в тесной связи с ней философской мысли, начиная уже с 16 в., шаг за шагом укрепляет материалистическую философию.

Но в отличие от раннего античного материализма материализм 17 в. в своей основе был метафизическим и механистическим. Основной причиной ограниченного метафизического, неисторического характера материализма 17 в. являлась классовая природа носителя этого материализма — нарождающейся буржуазии. Не будучи даже тогда последовательно революционным классом, ведя борьбу не только с феодализмом, но и с зарождающимся пролетариатом, буржуазия не могла выйти за пределы материалистического миропонимания.

Другая причина ограниченности этого материализма  — механический и метафизический характер естествознания 17—18 вв. Главная задача, к-рая предстояла естествознанию в этом периоде, заключалась в накоплении и систематизации материала. Естествознание во всех областях должно было начать с самого начала.

На первый план в этих условиях встала элементарная отрасль естествознания — механика земных и механика небесных тел (астрономия) — и наряду с ней совершенствование математических методов. Центральное место в естествознании заняло изучение простейшей формы движения — механического движения. Важнейшими завоеваниями этого периода были: в математике — обоснование аналитической геометрии Декартом, логарифмов — Непером, открытие дифференциального и интегрального исчислений Лейбницем и Ньютоном; в механике  — установление основ механики в работах Галилея и Ньютона; в астрономии — открытие законов движения планет Кеплером. Другие области естествознания были еще далеки от своего расцвета. Физика была еще в первоначальной стадии. Химия, геология не вышли еще из стадии зарождения. В биологии преобладало накопление материала. Эволюционные теории еще не возникли. Специфический механический характер естествознания этого периода определял и механический характер материализма 17 и 18 вв. Характерным для идеологии этого периода было создание законченной метафизической системы мышления. «Разложение природы на отдельные ее части, разделение различных явлений и предметов в природе на определенные классы, анатомическое исследование разнообразного внутреннего строения органических тел, — все это было основой тех исполинских успехов, которыми ознаменовалось развитие естествознания в последние четыре столетия» (Энгельс, Анти-Дюринг, в кн.: Маркс и Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 21). Для того чтобы исследовать отдельные части и явления природы, нужно вырвать их из общей связи, а такой способ рассмотрения этих явлений вне их связи, не в движении, а в покое, ведет к метафизическому способу в изучении природы, к антиисторизму и недиалектичности. «Перенесенное Бэконом и Локком из естествознания в философию, это мировоззрение создало характерную ограниченность последних столетий: метафизический способ мышления» (там йсе).

Истинным родоначальником английского материализма и вообще опытных наук новейшего времени был Френсис Бэкон (см.). Маркс отмечает наличие в его материализме многих элементов диалектики. «Естествознание яв 60

ляется в его глазах истинной наукой, а фи з ика, опирающаяся на свидетельство внешних чувств, — важнейшей частью естествознания...

По его учению, чувства непогрешимы и составляют источник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперименты суть главные условия рационального метода. Первым и самым важным из прирожденных свойств материй является движение, — не то’лько как механическое и математическое движение, но еще больше как стремление, как жизненный дух, как напряжение, или, как выражается Яков Бёме, как мучение (Qual) материи. Первичные формы материи суть живые, индивидуализирующие, внутренне присущие ей, создающие специфические различия, существенные силы» (Маркс и Энгельс, Святое семейство, Соч., т. III, стр. 157).

У Бэкона еще «материя улыбается своим поэтическим чувственным блеском всему человеку» (там же). «В своем дальнейшем развитии материализм становится односторонним.

Гоббс является систематиком бэко новского материализма. Чувственность теряет свои яркие краски и превращается в абстрактную чувственность геометра. Физическое движение приносится в жертву м е ханическом4у или математическому движению» (там же).

Маркс и Энгельс указывают, что Бэкон берет еще природу в ее качественном многообразии.

Только Гоббс (см.) растворяет это многообразие в отвлеченной всеобщности, последовательно проводя математический, метафизический метод. Но здесь же Маркс и Энгельс подчеркивают, что и у Бэкона были уже сильны механистические тенденции, развитые в дальнейшем Гоббсом. Бэкон стремится возможно шире проводить аналитический метод. «Нельзя познать природу, если ум затемнен и порабощен привычкой смотреть на предметы в их сложном состоянии. Этой цели достигнуть невозможно, если не умеешь анализировать вселенную, так сказать, рассекать ее и самым точным образом анатомировать».

’ «Чем большее внимание будет обращено при исследовании на простые свойства, тем более все потом разъяснится и упростится, потому что в таком случае мы переходим от сложного к простому, от несоизмеримого к соизмеримому» («Новый Органон»). Здесь Бэкон ярко проводит’ основной принцип механического материализма  — сведение сложного к простому.

Целое, по Бэкону, есть простая сумма всех его частей. Отсюда вытекает учение Бэкона о формах как о простых составных элементах всех вещей. Открыть форму простого свойства, научиться выделять и вводить его в любое тело  — основная задача науки. Овладев этим, мы сумеем превращать одно тело в другое.

«Кто знает простые формы, тот увидит средство к соединению этих свойств в том или ином теле... Они, хотя их и незначительное число, обусловливают своим сочетанием и количеством все разнообразие природы»(«Новый Органон»). Это явно механистическая точка зрения, но ею не исчерпывается позиция Бэкона. Форма, по Бэкону, это свойство предмета, его качественная определенность, закон его движения. Свести к формам — это значит вскрыть