Страница:БСЭ-1 Том 22. Джуца - Договор торговый (1935).pdf/74

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

положительный и отрицательный электроны составляют „две материи, существенно различные44, как говорит физик Пелл4, — Rey, 1. с., р. 294—295). Естествознание ведет, следовательно, к „единству матери и“ (там же) — вот действительное содержание той фразы об исчезновении материи, о замене материи электричеством и т. д., которая сбивает с толку столь многих. „Материя исчезает44  — это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже; исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными (непроницаемость, инерция, масса и т. п.) и которые теперь обнаруживаются как относительные, присущие только некоторым состояниям материи. Ибо единственное ^свойство44 материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной р сальностью, существовать вне нашего сознания» (там же, стр. 213). «Это, конечно, сплошной вздор, будто материализм утверждал... обязательно „механическую44, а не электромагнитную, не какую-нибудь еще неизмеримо более сложную картину мира, как движущейся материи», — пишет далее еще раз Ленин (там же, стр. 229). Таким образом современное естествознание привело в движение метафизические, застывшие категории, понятия и законы старой ныотонианской механики. Но оно могло это сделать, лишь перейдя, в связи с потребностями технического развития, к открытию и исследованию новых, качественно своеобразных, более глубоких, более сложных и более тонких форм движения.

Материалистическая диалектика не только восприняла от старого материализма принцип материального единства мира, но и распространила его на историю, не только рассматривает мир как вечно движущуюся материю, но и движение мира понимает как самодвижение и как развитие, как бесконечное восхождение от низших форм к высшим несмотря на встречающиеся отклонения в сторону и движение вспять.

Старые материалисты тоже признавали бесконечность движения материи. Однако это было движение по замкнутому кругу как в целом, так и в отношении отдельных вещей. С их точки зрения материя не порождает ничего существенно нового. Принцип чисто механического движения допускал эволюцию только как простое, чисто количественное увеличение (или уменьшение).

С точки зрения Д. м. развитие мира в целом не имеет ни начала ни кбнца, и вместе с тем каждая конкретная, исторически преходящая форма движения при определенных условиях возникает и при определенных условиях уничтожается. Низшая форма' движения порождает высшую, и вместе с тем ни одна форма движения не является абсолютно первой или абсолютно последней. На основе борьбы противоположностей движение поднимается на более высокую ступень, и в то же время в отдельных формах движения происходит отклонение . в сторону и даже возвращение вспять.

Совмещение движения вперед с движением по кругу, с возвратами назад, с отклонениями в сторону дает в целом чрезвычайно сложную картину спиралевидного движения. Новое возникает как противоположность старому, и в то же время оно неизбежно включает в себя элементыстарого и зарождается в старом. Появление новых форм движения, свойств, качеств, вещей происходит скачкообразно, путем перерыва постепенности, посредством конфликтов, катастроф, революций, — и вместе с тем никогда и нигде не происходит абсолютного разрыва связей, взаимоотношений. Мир бесконечен и неисчерпаем не только в смысле неограниченности его протяжения и вечности его существования как целого, он неисчерпаем и в каждой мельчайшей своей частице. Электрон, как это уже доказала наука, так же сложен и неисчерпаем, как атом, молекула и т. п.

На этой основе материалистическая диалектика рассматривает как прогрессивное движение от неорганического мира через органический к высшей форме движения материи  — к обществу. Эта субординация форм движения лежит в основе субординации соответствующих наук  — наук о неорганическом мире, наук об органических явлениях и наук общественных. — Основные формы движения материи определяют и основные естественно-научные дисциплины. «Классификация наук, — говорит Энгельс, — из которых каждая анализирует отдельную форму движения или ряд связанных между собой и переходящих друг в друга форм движения, является также классификацией, иерархией, согласнр присущему им порядку, самих этих форм движения, и в этом именно и заключается ее значение» (Маркс и Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 411).

В соответствии с этим объективно различаются следующие науки: механика (изучающая механическое движение), акустика (изучающая звук как особую форму движения), термодинамика или теплофизика (изучающая теплоту как особую форму движения), электродинамика или электрофизика (изучающая электромагнитные процессы как особую форму движения материи), химия (изучающая химическиепревращения), физика атома (изучающая внутриатомные процессы), биологические науки (изучающие жизнь как форму движения материи), общественные науки. Конечно это деление не носит абсолютного характера, оно относительно. Его относительность состоит в том, что существует целый ряд промежуточных наук, изучающих «связанные между собой и переходящие друг в друга формы движения» (напр. физическая химия). Многие науки расчленяются на отдельные дисциплины в соответствии с более дробной классификацией форм движения (напр. среди биологических наук различаются: физиология, патология, эмбриология, генетика и др.). Наконец классификация эта необходимо будет меняться в зависимости от развития нашего знания и от открытия новых форм движения.

Однако вышеуказанный принцип классификации не охватывает полностью всех наук. Существует ряд наук, изучающих все возможные формы движения, имеющиеся в том или ином сложном объекте. Напр. гидрология изучает физические и химические процессы в водной оболочке земного шара, метеорология изучает процессы в воздушной оболочке, геология изучает физико-химические процессы в земной коре и процессы внутри земли и т. д.

На первый взгляд должно казаться, что научное объяснение общественного движения должно было развиваться раньше естественных наук, так как человек есть ближайший объект для человека. Однако в общем и целом