Страница:БСЭ-1 Том 24. Евреи - Железняков (1932)-1.pdf/16

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

участие в торговле на кёльнских ярмарках.

Ссудозалоговые операции в это время очевидно занимали еще второстепенное место в деятельности германских Е. и обслуживали прежде всего общественные верхи. Упоминания о земельной собственности Е. имеют в виду прежде всего городские и пригородные участки (сады, виноградники, частью пахотные земли). Об Е. — ремесленниках в Германии в эту начальную пору нам ничего неизвестно. В течение всей первой половины Средневековья отношение к Е. оставалось благоприятным. В 12 в. под давлением конкуренции итал. и местных торговцев и германские Е. начинают постепенно переходить от товарной торговли к денежной. В эпоху Позднего Средневековья получает некоторое развитие и еврейское ремесло. Однако все попытки Е. — ремесленников сбывать свои изделия за пределами общины наталкивались на сопротивление цехов (в конце средних веков исключение составляло лишь изготовление огнестрельного оружия). Перерождение еврейского торгового капитала в капитал ростовщический повлекло за собой обычные последствия. Уже в конце 12 и в 13 веках евреи — не более, как императорские каммеркнехты (крепостные), подлежащие исключительно императорскому суду и защите со всеми вытекающими отсюда постоянными и экстренными поборами. Е. пользовались автономией, но вместе с темизымались из действия общих законов и зависели от произвола властей. Во вторую половину средних веков изменилось отношение к Е. со стороны населения. Если во время еврейских погромов, произведенных крестоносцами в Шпейере, Вормсе, Майнце, Кёльне и Трире в эпоху первого крестового похода, местные власти еще выступали в защиту Е., то уже в эпоху второго крестового похода антиеврейское движение носило характер реакции населения против'растущего ростовщичества. В 13 в. выступления против Е. представляют частое явление.

Обычными предлогами к нападению на Е. служили обвинения в ритуальных убийствах и в оскорблении гостии (причастия).

В 15 в. с ростом местного капиталистического класса Е. утрачивают значение и в качестве обладателей капитала; с 30  — х гг. 15 в. начинается длинный ряд изгнаний Е. из отдельных городов.

А. Т.

Е. в Польше (до раздела). Приезжавшие в 7—10 вв. в Польшу в качестве купцов Е. иногда оставались там жить. Когда усилились гонения Е. на Западе, их эмиграция в Польшу приняла широкие размеры.

Первые Е. — поселенцы прибыли из Чехии; с 15 в. идет эмиграция Е. из Германии, Венгрии, Испании и др.

В привлечении богатых Е. были заинтересованы польские короли и магнаты. Казимир Великий об этом говорит в одном из привилеев: «Е. в качеств^наших подданных должны быть готовы представить свои деньги для удовлетворения наших потребностей».

В ряде специальных привилеев короли защищали интересы Е. — ростовщиков. Вначале отсутствовала какая бы то ни была норма, регулировавшая размер процента. Только благодаря давлению недовольной шляхты была проведена попытка ограничить этот процент (Малопольский статут), впрочемустановленная норма на практике не соблюдалась. Кредитные операции Е. достигли особенного развития в 14 и 15 вв. в Познани, Калише и Кракове. Чтобы увеличить размеры оборотов, ссудный капитал организуется на товарищеских началах. В Малой Польше, особенно в Кракове, выделяется небольшая, но сильная группа банкиров. Задолженность шляхты приводит к переходу значительной земельной собственности в руки ростовщиков-Е. Шляхта начинает принимать меры против евр. ссудного капитала.

Вартский статут запрещает Е. выдавать ссуды под залог имений, что привело в Великой и Малой Польше к вытеснению ипотечного кредита ссудами под залог движимости. В Червонной Руси колонизаторская  — экспансия польских господствующих классов использовала капиталистов-Е. в качестве[своей агентуры: колонизатор-Е. совмещал" там в своем лице землевладельца, торговца и денежного капиталиста.

Если ростовщичество Е. встречало сопротивление шляхты, то евр. торговля вооружала против Е. городское купечество и мещанство. Последние в ряде мест (Краков, Познань) добиваются ограничения прав Е. в отношении недвижимой собственности в городах и непосредственной жесткой регламентации еврейской торговли. Во Львове напр. была запрещена розничная торговля сукном в 1499 и ограничена торговля скотом. Подобные ограничения быди проведены и Петроковским съездом (1521). Нек-рые города добиваются переселения Е. в предместья (так создали например Казимеж ок. Кракова, Новый Иерусалим ок. Варшавы) или совершенного их удаления из города, для чего выдавались особые привилегии. Благодаря связям финансовых тузов с королем и крупными магнатами Е. иногда удавалось предотвратить подобные меры. Из Е. — капиталистов наиболее влиятельными были откупщики. Откупные операции (чеканка монет, таможенные сборы, монопольная аренда соляных копей и разных питей) были очень выгодны благодаря высоким тарифам и конфискации захваченной контрабанды. Откупщики пользовались особым покровительством; их наделяли широкими привилегиями, в т. ч. правом суда над подчиненными людьми. Шляхта, к-рая сама претендовала на откупы, питала острую вражду к Е. — откупщикам, тем более, что они поддерживали денежными средствами короля в его борьбе против притязаний шляхты.

Она кроме того служила рупором недовольства широких слоев населения, вызванного злоупотреблениями откупщиков.

Эксплоататорским группам еврейства противостояла многочисленная трудящаяся масса евреев-ремесленников (портные, меховщики, петельщики, позументщики, ювелиры, стекольщики, ткачи; с конца 18 в. — шапочники, шорники, часовщики, каменщики, токари, переплетчики и др.). Они оставались вне цеховых организаций, и последние стремились ограничить их деятельность. Так, устав стекольщиков запрещал Е. брать работы для христианских домов. Виленские переплетчики запрещали Е. переплетать христианские книги, торговать ими и т. п.

Указанные выше социальные противоречия между различными группами евр. и