Страница:БСЭ-1 Том 24. Евреи - Железняков (1932)-1.pdf/17

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

неевр. населения вызывают антисемитские настроения; растет антисемитская литература и ее спутник — ритуальные наветы.

Духовенство играет роль идеологического выразителя этих настроений, а шляхта становится инициатором репрессий против Е.

Так, Петроковский сейм 1538, отражая интересы шляхты, выносит целый ряд ограничительных постановлений и предписывает Е. носить особую одежду. Своего рода «энциклопедию бесправия» вырабатывает Петроковский синод в 1542. Однако после того, как шляхта добилась господства в Польше, она стала сама пользоваться услугами капиталистов-Е., передавая им в аренду свои земли.

Е. из слуг королевской власти становятся слугами земельной аристократии. И теперь растет классовый антагонизм уже между арендаторами Е. и эксплоатируемой ими крестьянской массой. Этот антагонизм впоследствии охотно использовал польский пан в своих классовых интересах, чтобы тем скрыть свое собственное лицо крепостника.

Передача шляхетских земель зажиточным Е. в аренду получила большое распространение в Литве и особенно на Украине; колонизаторская деятельность шляхты сопровождалась неимоверной эксплоатацией крестьянства и политическим произволом.

Национальные и религиозные трения еще более усиливали этот антагонизм. Когда вспыхнула казацкая революция, зажиточная верхушка казачества использовала массовое движение крестьян в своих интересах и легко изменила крестьянству (Зборовский мир, 1649). Недовольство крестьян она направила на погромы и истребление евреев.

В этой гражданской войне евр. арендатор примкнул к шляхте в его борьбе с порабощенными крестьянами; но от погромов пострадали главн. обр. еврейские трудящиеся массы, между тем как верхушечной прослойке евр. буржуазии удавалось спасти свою жизнь благодаря большим выкупам.

Одновременно развивалась классов, борьба и внутри еврейства. Эксплоататорские слои — крупные арендаторы и откупщики  — занимали господствующее положение и в евр. общине; кагал, местный орган самоуправления евр. общин, предоставлял этой финансовой олигархии монопольное право  — «хазаку»  — на эксплоатацию холопа (т. е. на аренду земли с крепостными) и устранял неугодных конкурентов с пути евр. богачей.

Кагал отягощал евр. трудящиеся массы непосильными поборами и налогами, значительная часть к-рых шла в карманы кагальных заправил. Так, введенный в 1650 налог — так называемая «коробка»  — падал на все предметы питания. Кагал обладал «хазакой» (т. е. монополией) на право водворения, к-рая служила орудием борьбы с конкуренцией иногородних купцов. Выдавая «хазаку» на оседлость, кагал мог лишить права гражданства и аборигена, используя «хазаку» для политической мести. Кагал иногда ограничивал избирательные права ремесленников (например в Витебске в 1730), а ваад (съезд кагальн. представителей) в 1761 провел это мероприятие для всех общин Литвы с населением свыше 300 домохозяев.

Иногда трудящиеся массы искали защиту от гнета кагала у властей предержащих. «На что нужны раввин и кагальные?» писалинапример шавельские евреи: «разве лишь на нашу погибель и обнищание». Нередко на жалобы рядовой массы кагальные заправилы отвечали новыми репрессиями, беззаконными арестами, избиениями и другими насилиями. Кагал боролся всеми силами против всякого проявления оппозиционного духа. Он угрожает ослушникам синагогальными отлучениями и изгнаниями, тюремными заключениями, конфискацией имущества, «огненными ударами». Постановление Литовского ваада от 1623 рассматривало как государственные преступления всякую критику действий кагала. Сеймовая конституция 1764 использовала недовольство кагальными порядками для уничтожения ваада. Но как местный орган администрации и фиска кагал остался. О Е. в Польше в 19 в. см. ниже Е. в России, а после войны 1914—1917 см. Польша.

НОВОЕ ВРЕМЯ.

До Французской революции. Развитие капитализма в новое время внесло решительный перелом в судьбу Е. Если в средние века притягательными центрами для Е. иммигрантов служили экономически отсталые страны, то в новое время таковыми являются уже передовые капиталистические страны, экономическое развитие к-рых приводит к эмансипации Е. 16 в. представляет переходную эпоху в истории Е. Они попрежнему отсутствуют во Франции и Англии. С экономическим упадком Италии и с ростом католической реакции резко ухудшается положение итал. Е., к-рых запирают в гетто и подвергают целому ряду ограничений в сфере экономической деятельности. В течение 16 в. поток еврейских эмигрантов из юж. стран направляется гл. обр. в Турцию, к-рая нуждалась в капиталах и в торговом посредничестве Е., и где поэтому они пользовались неизменной благосклонностью султанов. Конец 16  — го и 17 вв. были временем усиленной эмиграции Е. в страны нарождающегося капитализма. Поток еврейской эмиграции направляется прежде всего в первую колониальную державу нового времени — >в Ни д ер л ан д ы. Е. принимали там широкое участие в колониальной торговле, основывали свои фактории в Бразилии, Суринаме, Индии, выступали в качестве владельцев крупнейших банков (Пинтос и др.). Благоприятное экономическое положение нидерландских Е. обусловило и их общий культурный подъем; об этом говорят смелые выступления Уриеля Акосты (1590—1640) пробив талмудизма, деятельность Спинозы (см.) и др. Вслед за Нидерландами на путь колониальной торговли вступила Англия; уже в царствование Карла I здесь вновь появляются евреи. При Кромвеле в Лондоне образуется еврейская община. Подобно нидерландским Е., и англ. Е. принимают участие в колониальной торговле. В то же время на первое вместо выдвигается еврейская банковская фирма Гидеонов (предшественники Ротшильдов). Англ. евреи участвуют и в общей культурной жизни страны.

Во Франции, несмотря на сохранение в силе эдикта об изгнании, Е., удержавшиеся в немногих торговых центрах (Марсель, Бордо, Руан), принимают деятельное участие в торговле. Еврейский банкир Са-