Страница:БСЭ-1 Том 28. Империалистическая война - Интерполяция (1937)-2.pdf/70

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

(см.), имеющие ряд антропологических и этнических^ особенностей, сингалезы (см.) в юж. части Цейлона, обнаруживающие примесь частично дравидского, частично веддоидного элемента, и др.

Имевшие место уже в более поздние времена нашествия и переселения в И. представителей различных народов — иранцев, скифов, гуннов, арабов, тюрков и монголов — дали место образованию на территории И. ряда, в свою очередь, частично сохранивших свою изолированность, частично крайне смешанных народностей. Таковы арабы в Малабаре, парсы (см.) — переселенцы из Ирана, белуджи (см.) в Белуджистане и в значительном числе также в Пенджабе, представляющие собой смесь арабских, иранских, тюркских и дравидских элементов, ринды (см.) — смесь арабских и иранских элементов и др.

В качестве б. или м. общего обозначения населения И. употребляются два термина: «индийцы» и «индусы». Первый, имеющий в силу общеизвестной ошибки Колумба сходство с названием туземцев Америки — индейцев, остается неудачным, хотя и не выходит из употребления; прилагательное  — «индийский» сохраняется в широком смысле всего относящегося к И. Термин «индусы» употребляется в литературе в различных значениях: в одних случаях под этим термином разумеется исключительно вышеописанная европеоидная группа, в других случаях — данная группа вместе с дравидами, наконец, чаще всего термин этот обозначает исповедующего индуизм; правильнее всего относить его ко всему населению Индии.

Лит.: IуеndагТ. R. S., Dravidian India, Mad ras, 1925; Slater G., The dravidian element in Indian culture, L., 1924; Risley H. H., The people of India, Calcutta — L., 1908, 2 ed., 1915; Crooke W., The tribes and castes of the North-Western provinces and Oudh, 4 vis, Calcutta, 1906; Dalton E. T., Descriptive ethnology of Bengal, Calcutta, 1872; Enthov e n R. E., The tribes and castes of Bombay, [2 vis], Bombay, 1920; Ibbetson D. C. J., Punjab castes, Lahore, 1916; Iyer A. K., The Cochin tribes and castes, 2 vis, Madras, 1909—12; его же, The tribes and castes of Maisur, 4 vis, Mysor, 1929—35; Risley H. IL, The tribes and castes of Bengal, 2 vis, Calcutta, 1891; Rose H. A., A glossary of the tribes and castes of Punjab and North-West frontier province, 3 vis, Lahore, 1911—19; Russell R. W., The tribes and castes of the Central provinces of India, 4 vis, L., 1916; Thurston E., Castes and tribes of Southern India, 7 vis, Madras, 1909  — ю. до. Косвен.

Касты. Касты считаются характерным и специфическим явлением общественного строя И. Самый термин «каста» не индусского происхождения, а испано-португальского: от cas-.

ta  — «поколение», «род», «племя», сближаемого с латинским castus  — «чистый» (значение, повидимому, производное). Этим термином португальцы, а затем и другие наблюдатели обозначили, в основном, ту особую изолированность различных групп населения, к-рая оказалась специфически свойственной индийскому обществу. Соответствующее понятие в языках И. выражается санскритским термином jat или jati, означающим «рождение», «происхождение» и являющимся одним из терминов для обозначения понятия рода или племени.

Буржуазная наука издавна уделяла индийским кастам усиленное внимание, в последнее же время на эту тему выросла обширная специальная литература. Понятие касты остается для буржуазной науки неясным и неопределенным, а соответствующие определения, по признанию самих же их авторов, недостаточны и неточны. Ходячие и особо подчеркиваемые при 188

знаки касты сводятся к тому, что каста представляет собой замкнутую, наследственную, эндогамную, т. е. брачащуюся только в своей среде, общественную группу, занятую, преимущественно, одним родом деятельности или одной профессией. Иные определения и характеристики касты присоединяют сюда длинный ряд других признаков: общее название, предполагаемое общее происхождение, гомогенность, единство, солидарность и взаимная поддержка, общая религия, культ и обряды, обязательные для членов касты общие пищевые запреты, иногда — тотемические черты, особая изолированность, поддерживаемая рядом религиозных предписаний, в частности, правилами о соблюдении чистоты тела, одежды, еды и питья, а равно запрещением есть с членами других каст, принимать от них пищу, даже прикасаться к ним, нередко наличие у касты общего управления в виде совета старейшин, а иногда и особого главы касты. Отмечается также, что большинство каст распадается на более мелкие подразделения  — «подкасты» или «роды», очень часто совершенно изолированные, не имеющие друг с другом ничего общего; что касты бывают очень многочисленны — до 10 млн. человек — и очень малы — всего в несколько десятков человек; что одни касты распространены по всей И., другие — узко локализованы и т. д.

Ряд перечисленных признаков касты не точен и весьма относителен. Согласно распространенному мнению, все виды занятий или профессий в И. представляют собой касты. Так, считаются особыми, называемыми в специальной литературе функциональными кастами: торговцы, кожевники, парикмахеры, молочники, писатели, фокусники и акробаты, пастухи, медники, служители храмов, даже воры и проститутки и т. д. Однако, часто кастой именуется, в сущности, только особый род деятельности, занятие или профессия, так что простое название занятия или профессии служит основанием для того, чтобы всех занятых данной профессией по всей И. считать единой кастой. Так, напр., особой кастой считаются шамары-кожевники, численность которых в И. составляет около 11 млн., которые, естественно, не образуют единой общественной группы и различные группы к-рых не имеют между собой ничего общего. Точно так же кастой банья именуется широко распространенный по всему северо-западу И. и в Раджпутане класс торговцев и ростовщиков, крупных и мелких, численность к-рых составляет ок. 1, 5 млн. На деле эта группа далеко не обладает единством и гомогенностью, а состоит из большого числа «подкаст», в свою очередь, распадающихся на значительное число меньших групп. Единство рода деятельности или профессии индийской касты далеко не абсолютно, и существует немало каст, не имеющих никакого определенного занятия, а самые разнообразные. Особого внимания в этой связи заслуживает общеизвестная «высшая» каста И. — каста брахманов, насчитывающая около 15 млн. Прежде всего, брахманы Индии принадлежат к трем антропологическим группам: в Сев. И. — это европеоиды, в Южной — дравиды, в Восточной, в частности, в Бенгалии, — монголоиды. Брахманы далеки от какого бы то ни было единства и в общественном отношении: они говорят на разных языках, делятся на громадное число подразделений, «подкаст», сект и т. д. Так, одни брахманы Бомбея,