Страница:БСЭ-1 Том 37. Лилль - Маммалогия (1938).pdf/81

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

народной и книжной. Первая, которая намечается уже у Данте, особенно ясно выразилась в «Защите и прославлении французской поэзии» Иоахима дю Белле. Дю Белле провозгласил народный язык, национальное творчество источником и опорой всякой истинной поэзии, а франц. речь поставил наравне с греческой и римской. Античное искусство у дю Белле  — норма и образец, но не для копирования, а для иллюстрации того, что может сделать культура, сознательное обращение с языком, из первоначального, необработанного словесного и жизненного материала. Поэтому, признавая «ученость», знание античности необходимым условием для поэта, дю Белле требовал от него и широкого знания действительности, опыта, «знакомства с должностями и обязанностями человеческой жизни».

Книжно-«ученая» линия развития гуманистич. критика дала свой типический образец в «Поэтике» Скалигера, к-рый считался чуть ли не до 18 в. самым авторитетным толкователем Аристотеля. Скалигер установил классификацию литературных жанров и сравнительное достоинство античных писателей. Но он довел до конца слабую сторону преклонения гуманистов перед античным искусством, провозгласил его законы абсолютной нормой, насильственно втиснул новые литературные явления в древние рамки. Скалигер — переход от Л. к. эпохи Возрождения к Л. к. классицизма, считавшей его одним из своих учителей. Пренебрежение к народной поэзии, стремление замкнуть литературу в рамки условного «благородства» и «изящества», сближение «всестороннего человека» (homo universalis) с придворным, а прекрасного с недоступным «толпе»  — стали главным у эпигонов гуманизма. Английский поэт Бэн-Джонсон в прологе комедии «Every man in his humor» порицал Шекспира за избыток фантазии, чрезмерную творческую свободу, излишнюю «простоту». Он требовал в драме порядка, строгости, книжной культуры. Еще дальше пошел итальянский поэт Тассо, к-рый в своих «Рассуждениях» трактовал эпос уже в близком классицизму духе, порицал героико-рыцарские поэмы в духе Ариосто за народный характер тематики, шутливую легкость изложения, игру фантастики. Тассо требовал от эпического поэта аристократической важности тона, строгости плана, сюжетов, повествующих о громких исторических подвигах королей и полководцев. Несмотря на все свои слабости, Л. к. эпохи Возрождения восстановила в правах искусство и поэзию, защитив их не только от нападок схоластических мракобесов, но и от нападок первых представителей зарождавшегося буржуазного практицизма — пуритан. В этом отношении особенно много сделала гуманистическая критика в Англии, где раньше, чем в других странах, начала вырисовываться пошлая трезвость буржуазного развития. Шекспир в своих комедиях осыпал насмешками ханжество и сухость пуритан. Против них же направлена блестящая книга Ф. Сиднея, защищающая ценность фантазии и художественного наслаждения, порицающая узкое понимание полезности и мораль воздержания от «плотских наслаждений» ради бережливости и накопления. Л. к. эпохи Возрождения выдвинула требования реализма в форме лозунгов «естественности» и «подражания природе», выразила стремление к развитию литературы в ее национальных, народных формах; наконец, подготовила почву для научного изучения текстов, для анализа особенностей поэтического изображения мира, классификации художественных явлений.

Л. к. классицизма (17 в.). Поражения крестьянских восстаний 14—16 вв., великих историч. попыток наметить «плебейский» массовый путь буржуазного развития, привели к возникновению и укреплению абсолютизма. Имущие буржуазные слои антифеодального движения, изменив народу, заключили за его счет политич. компромисс с феодализмом, пытаясь приспособить его государственный строй к своим экономиич. нуждам. 17 в. принес с собой временное оживление феодальных традиций во всех областях общественной жизни и культуры. В искусстве народный по своему духу реализм Возрождения вытесняется классицизмом, открыто подчеркивавшим свою связь с привилегированными классами. Тот же процесс происходил и в Л. к., где широкие гуманистические задачи уступали место теоретическому обоснованию искусства «для немногих». Классицизм поглотил почти без остатка все критич. движение этой эпохи.

Наиболее полно развилась Л. к. классицизма во Франции — стране классического абсолютизма. 17 в. был преимущественно веком франц. критики. Уже Малерб, а вслед за ним Гез де Бальзак в своих «Письмах» очищали литературный язык не только от варваризмов и архаизмов, но и от народных слов и выражений, стремясь «облагородить» его, сделать языком знатных и образованных, борясь против «низких» простонародных жанров. Законченное выражение принципам Л. к. классицизма придал Буало, самый влиятельный критик 17 в., «законодатель вкусов» не только Франции, но и всей абсолютистской Европы. Его «Поэтическое искусство» было настольной книгой классицизма. Буало резко враждебен литературе Возрождения, реализму широкого общественного охвата, к-рый он клеймил названием «бурлеска», грубого шутовства; он укорял Мольера за то, что тот пользуется народными фарсами. Сюжеты, характеры, действия, нравы, страсти, манеру выражения, по его мнению, поэт должен заимствовать из жизни высших кругов. Чтобы возвысить искусство над повседневностью, над жизнью народа, надо подражать античным образцам, в к-рых Буало, в противоположность гуманистам, ценил не реалистическое их содержание, а идеализирующую, приподнятую над бытовыми деталями форму. Приспособленные к потребностям дворянского искусства каноны античной поэтики Буало объявил вечными, нерушимыми законами искусства. С этой точки зрения Буало с жесткой догматичностью установил иерархию жанров, расценивая их в зависимости от степени их удаления от повседневности. Трагедию и героический эпос, прославляющие королей и знатных героев, он ставил выше комедии, связанной с бытом, оду — выше идиллии и т. д. Содержание и значение Л. к. классицизма, однако, не исчерпывается защитой художественных вкусов правящей касты. Как и все идеологич. явления абсолютизма, Л. к. классицизма — явление двойственное. Дворянская идеология 17 века совсем не то, что примитивные воззрения средневекового рыцарства. Культура абсолютизма не была сплошь реакционным явлением, некоторыми своими сторонами она отражала прогресс, начатый Возрождением, и участвовала