Страница:БСЭ-1 Том 55. Трихоцисты - Украинское искусство (1947)-2.pdf/66

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

образовалась полунезависимая от Новгорода Вятская (Хлыновская, как она тогда называлась) республика. Удмурты очутились, таким образом, между двумя более сильными и предприимчивыми соседями. В 1489 Вятская земля была присоединена к Московскому гос ву. Характерно, что татарские феодалы, властвовавшие над удмуртами на севере по р. Чепце, т. н. каринские мурзы, были пощажены московским правительством. Власть каринских мурз над частью подчинённых им удмуртов сохранялась в течение целого столетия, до времён царя Фёдора. После покорения Казани (1552), ставшая прочно в Среднем Поволжьи русская власть принимает меры к закреплению всего этого района: строит в нём крепости (напр., Сарапул), ставит гарнизоны, раздаёт земли русским колонистам, особенно щедро монастырям, архиерейским кафедрам и привилегированным группам служилых землевладельцев.

Царская власть довольно терпимо относилась к отсталым формам общественной организации удмуртов по слабости и безвредности этих форм для себя. Так, действовавший в Удмуртии кенеш (совет удмуртских старейшин) был верным проводником царских интересов и жестоко расправлялся с плохими плательщиками царских податей, обрекая бедняков-недоимщиков на отдачу в кабальное рабство своим же более состоятельным удмуртским соплеменникам.

На основании изучения болгарских и татарских слов, прочно проникших в удмуртский язык, исследователи пытались установить характер влияния болгарско-татарской культуры на удмуртов. Лингвистич. наблюдения показывают, что из болгарского и татарского языков внесены были в язык удмуртов термины, обозначающие: социальные отношения — подчинение, уважение, почёт, воздаваемые одним лицом и одним классом другому, вышестоящему; отношения политические — повиноваться (санепон), господствовать (алпутьял), возмущаться (булдант).

Встречаются термины, обозначающие идеи власти, владычества, чести, награды, господства, приказания, службы, рабства, услужения, закона, права, вины, наказания, иска, доноса, суда, следствия, свидетельства, примирения, приговора. Социальноэк он омич. влияние характеризуется также заимствованием терминов: золото, цена, подать, пошлина, деньги, богатый, бедный, работник, слуга, выгода, польза, барыш, монета, базар, ремесленник и мн. др. Лингвистика вскрывает также заимствование понятий, относящихся к области семейных отношений, напр., термины: сватать, жених, шурин, первородство и др.; терминов религиозных: благословлять, проклинать, грех, ад, вера, мир, вечность, ангел, пророк, рай и т. д. Наконец, огромное количество слов, относящихся к домашнему быту, свидетельствует о заимствовании понятий и предметов из татарского обихода. Таковы слова, обозначающие башмак, колпак, епанчу, чулок, двор, лавку, черпак, сосуд, стекло, бумагу, балалайку. Заимствованы также слова для определения комнаты, сада, фундамента дома и мн. др. Заимствования эти объясняются тем, что на территории удмуртов образовались феодальные татарские княжества, вчастности, владения так наз. арских князей. Эти княжества развивались во времена политич. независимости Казанского царства, но сохранили свой полунезависимый строй и после покорения Казани и подчинения арских князей Москве. Ещё до конца 19 в. среди удмуртов сохранялись предания о тяжёлой власти, татар над ними. Наступление татар на удмуртов происходило, побидим ому, из старых культурных болгарских центров в Лаишевском и Спасском районах, где татары сами подчинились древней болгарской культуре и перешли к оседлым формам экономии, и социально-политич. строя.

Переход тагар за линию Арск — Мамадыш относится, невидимому, к 14 в., когда татары вообще стали предпринимать попытки продвинуть свои оседлые поселения на север и на запад по всей линии от Рязани до Белёва.

Но татары нё столько вытесняли удмуртов, сколько подчиняли их и ассимилировали.

Ряд татарских селений Мамадышского района, несомненно, населён отатаренными удмуртами.

Татарское продвижение, развившееся с 14 в., шло на северо-восток на территорию, занятую ещё чудью, смешанной с удмуртами, и на северо-запад, где татары сталкивались с русскими — вятскими и новгородскими ушкуйниками. В конце 14 и начале 15 вв. татары прочно утвердились на нижнем течении Чеццы, где феодальные татарские княжества (арских князей) приходили в близкое соприкосновение с вятчанами. Действуя иногда в союзе с Вяткой, они вели даже борьбу с наступательной политикой Москвы. Потерпев вместе с вятчанами в этой борьбе поражение, арские князья одно время были выведены в Москву, но московский великий князь вскоре отпустил их в прежние владения и вернул им их политич. положение, разумеется, под условием признания московского политич. суверенитета.

В русских актах 30  — х гг. 15 в., упоминающих о Вятке, об удмуртах нет речи. Очевидно, они не входили в. орбиту вятской политики, а были просто смирными соседями, до к-рых вятским и новгородским ушкуйникам было мало дела. Удмурты под названием аров, арских подданых, как их называли татары, впервые упоминаются в русских грамотах конца 15 в., когда Московское гос-во покончило с политич. самостоятельностью вятчан; затем они опять исчезают из документов и появляются уже под наименованием вотяков в грамоте 1540, дававшей им право избирать, наравне с русскими людьми, целовальников и лучших людей для расправы с татями и разбойниками.

После падения Казанского царства удмурты стали в прямые отношения с Москвой, но фактически оставались под властью своих прежних хозяев — арских князей и каринских мурз. В Каринской волости, подчинённой каринским мурзам даже в 1685» насчитывалось 11.760 дворов, а людей в них  — 50.633 чел.

В 16 в. в состав Московского гос-ва входили ещё далеко не все удмурты. В глуши своих лесов они продолжали жить в такой же изоляции, как жили и раньше, когда в этом обширно^ крае политич. хозяевами были болгары и казанские татары. Рассы-