Страница:Введение в археологию. Часть 1 (Жебелёв, 1923).pdf/154

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


была отразиться и на изучении греческих и „скифских“ древностей юга России. Интерес к работам, проводимым в духе стилистического анализа, повысился. Стали обращать внимание на памятники не только цветущей поры греческого искусства, V и IV в.в., но и на памятники архаические и эллинистические, искать связей греческого искусства с Востоком и со стоявшей в тесном к нему отношении Ионией. Такою точкою зрения проникнуты многие работы Б. В. Фармаковского. С другой стороны, в работах Вл. К. Мальмберга и Э. Р. Штерна рельефно выясняется связь южно-русских классических древностей с Афинами. К сожалению, менее внимания было уделяемо тем произведениям художественной промышленности, которые особенно характерны для юга России и, возможно, созданы в местных художественных мастерских. Равным образом, необходимо было бы подвергнуть внимательному стилистическому анализу и „скифские“ древности, с попутным выяснением столь типичных для „скифских“ погребений форм костюма, головного убора[1], вооружения, утвари, конского убора, всей погребальной обстановки[2] и пр. Выяснение всего этого будет, несомненно, содействовать и разрешению поставленного Э. Р. Штерном на очередь вопроса о воздействии античной культуры на области, расположенные вне районов древних поселений на северном побережье Черного моря (ЗООИД. протокол 323 заседания)[3].

Прежде чем нристунлено было к изучению вещественных памятников, происходящих с юга России, перед русскими учеными встали вопросы, связанные с исторической географией и топографией древних поселений Причерноморья. Необходимо было приурочить к тем или иным местам находок отдельные засвидетельствованные древними писателями географические имена, прежде всего отдельных греческих ирипонтийских городов, и согласовать эти имена с современной картой. Постепенно задача осложнялась: обильные находки „скифских“ погребений поставили на очередь давно уже выяснявшийся в западно-европейской науке вопрос о Геродотовой Скифии и об ее локализации в южно-русских степях. В обоих указанных направлениях трудами русских ученых удалось добиться серьезных

  1. М. И. Ростовцев и П. К. Степанов, Эллино-скифский головной убор (ИАК. 63). П. К. Степанов, История русской одежды, вып. 1 (П. 1914).
  2. А. А. Спицын, Курганы „скифов-пахарей“ (ИАК. 65).
  3. Э. Р. Штерну же принадлежит и постановка очень важного вопроса о „Значении керамических находок на юге России для выяснения культурной истории черноморской колонизации“ (ЗООИД. XXII). См. также его статью „Die griechische Kolonisation am Nordgestade des Pontus Euxinus“ (Hermes, 1, 1915). Полный и определенный ответ на этот вопрос можно будет дать, разумеется, в том случае, когда, при выяснении его, будут приняты в соображение находки не только керамические, но совокупность всех находок вообще.