Страница:Великая дидактика (Коменский 1875).pdf/84

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— если имѣется горючій матеріалъ и притокъ воздуха,—круглый камень—катиться съ покатости, а квадратный стоять на мѣстѣ; глазъ и зеркало также сами воспринимаютъ предметы при свѣтѣ; сѣмя не требуетъ принужденія, чтобъ развиваться въ почвѣ подъ вліяніемъ влаги и теплоты. Все стремится само собою исполнить то, къ чему оно имѣетъ природную способность, и если только получитъ поддержку, хотя бы самую незначительную, все приходитъ въ дѣятельность.

12. Если же (какъ мы это видѣли въ V главѣ) сѣмена знанія, добрыхъ нравовъ и благочестія находятся отъ природы въ каждомъ человѣкѣ (за исключеніемъ развѣ уродовъ), то отсюда необходимо слѣдуетъ, что для развитія ихъ нужно только самое легкое побужденіе и искусное руководство.

13. Но, скажутъ мнѣ: «Не изъ всякаго дерева можетъ быть вырѣзанъ Меркурій».—Я отвѣчу: Но изъ всякаго человѣка можетъ быть сдѣланъ человѣкъ,—если будетъ удалена причина порчи.

14. «Тѣмъ не менѣе, замѣтитъ кто-нибудь, наши внутреннія силы ослаблены первымъ грѣхопаденіемъ». Я отвѣчу: Но не уничтожены совсѣмъ; хотя тѣлесныя наши силы и ослаблены, мы все-таки знаемъ, какъ привести ихъ къ здоровью посредствомъ ходьбы, бѣганья, упражненій въ искусствахъ и работахъ. Ибо хотя первые люди, при сотвореніи, получили способность ходить, говорить, разсуждать; но мы не можемъ ходить, говорить и мыслить, если не будемъ этому научены; изъ этого однако не слѣдуетъ, что всему этому нельзя научиться иначе, какъ въ сбивчивомъ, труднодоступномъ и невѣрномъ видѣ. Ибо если мы научаемся безъ столь огромныхъ затрудненій тому, что относится до тѣла, именно: пить, ѣсть, ходить, скакать, совершать разныя работы, то почему же не можемъ мы точно также научиться и тому, что относится до духа? Только бы не было недостатка въ надлежащемъ указаніи. Къ этому я еще нѣчто прибавлю. Въ теченіе немногихъ мѣсяцевъ берейторъ научаетъ лошадь бѣгать рысью, скакать, поворачиваться, по знаку хлыста дѣлать различныя движенія. Искусный фигляръ научаетъ медвѣдя танцовать, зайца бить въ бубны, собаку пахать, ходить на заднихъ лапахъ, гадать и т. п. Слабоумная старуха научаетъ своего попугая, сороку или ворону подражать человѣческимъ звукамъ и мелодіямъ и т. п., и все это совершается въ короткое время и безъ есте-