Страница:Виновники пожара Москвы в 1812 г. (Шмидт 1912).pdf/59

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

ночь сидитъ польскій графъ Солтыкъ съ двумя дамами за ужиномъ, какъ одна изъ нихъ внезапно вскакиваетъ, подбѣгаетъ къ окну и кричитъ: „Вотъ уже горитъ!“ Когда графъ старается ее успокоить, она возражаетъ, что отъ русскаго дворянства можно ожидать лишь самаго дурного[1].

Поздно утромъ 2/14 сентября русскій аррьергардъ оставилъ Москву, а уже тотчасъ послѣ полудня того же дня вступилъ Мюратъ съ французскимъ авангардомъ въ городъ.

Время появленія французовъ въ Москвѣ указывается различными писателями не одинаковое (указаніе колеблются между 1—5 часами); но это легко объясняется тѣмъ, что французы, нашедшіе городъ вымершимъ, ожидали засады и потому подвигались впередъ очень медленно, длинными вереницами по улицамъ, имѣвшимъ милю длины, что потребовало многихъ часовъ. Вслѣдствіе этого различные очевидцы, сообщающіе свѣдѣнія объ этомъ вступленіи, могли видѣть ихъ въ различное время. Когда они входили, уже горѣло въ окрестностяхъ города[2]; въ Кремлѣ засѣлъ послѣдній остатокъ той патріотически настроенной черни, которая намѣревалась идти вмѣстѣ съ Ростопчинымъ на 3 горы; но одинъ единственный пушечный выстрѣлъ имѣлъ

  1. Soltyk. Napoleon im Jahre 1812. Смотри также Русскій Архивъ 1869 г., стр. 1444, анекдотъ о томъ, какъ нищій, получившій милостыню отъ одного слесаря, въ благодарность за это предостерегаетъ его о пожарѣ.
  2. Смотри первую главу.
Тот же текст в современной орфографии

ночь сидит польский граф Солтык с двумя дамами за ужином, как одна из них внезапно вскакивает, подбегает к окну и кричит: «Вот уже горит!» Когда граф старается ее успокоить, она возражает, что от русского дворянства можно ожидать лишь самого дурного[1].

Поздно утром 2/14 сентября русский арьергард оставил Москву, а уже тотчас после полудня того же дня вступил Мюрат с французским авангардом в город.

Время появления французов в Москве указывается различными писателями не одинаковое (указания колеблются между 1—5 часами); но это легко объясняется тем, что французы, нашедшие город вымершим, ожидали засады и потому подвигались вперед очень медленно, длинными вереницами по улицам, имевшим милю длины, что потребовало многих часов. Вследствие этого различные очевидцы, сообщающие сведения об этом вступлении, могли видеть их в различное время. Когда они входили, уже горело в окрестностях города[2]; в Кремле засел последний остаток той патриотически настроенной черни, которая намеревалась идти вместе с Ростопчиным на Три горы; но один единственный пушечный выстрел имел

  1. Soltyk. Napoleon im Jahre 1812. Смотри также «Русский архив», 1869 г., стр. 1444, анекдот о том, как нищий, получивший милостыню от одного слесаря, в благодарность за это предостерегает его о пожаре.
  2. Смотри первую главу.