Страница:Гегель. Сочинения. Т. VII (1934).djvu/10

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
X
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА


При оценке места и значения «Философии права» и ее роли как подготови­тельной ступени к философии марксизма не следует также пройти мимо тех мо­ментов, которые характеризуют ее прогрессивность — пусть ограниченную теми уступками, которые он делал прусскому дворянству и прусской бюрокра­тии — как идеолога восходящего капитализма. Именно эти моменты гегелевской философии и имел в виду молодой Маркс, когда он писал о революции «в мозгу философа» и о том, что немецкие философы были «теоретической совестью» тех народов, которые уже совершили буржуазную революцию.

И если верно, что влияние идей Великой французской революции больше всего чувствуется в «Феноменологии духа» и «Науке логики», то не менее пра­вильно и то, что лейтмотивом «Философии права» является обоснование «разумности и необходимости» буржуазной системы и, следовательно, буржуазной соб­ственности.

Государство по Гегелю — это «действительность нравственной идеи» и вместе с тем «действительность конкретной свободы».

Для гегелевской идеи государства характерно, что она, стремясь к небу, в «эфир чистого мышления», все же не может оторваться своими корнями от земли. И как Гегелю ни хотелось поставить государство над гражданским обществом и показать его внеклассовый и внесословный характер (см. например § 258), ему все же это не удавалось, — и он должен был признать, что право гражданского общества, т. е. право буржуазной собственности, получает свое полное развитие в государстве и что действительность последнего «состоит в том, что интерес целого реализуется распадом на особенности». Будучи величайшим сыном своей эпохи, Гегель признавал, что «основное условие блеска государства — это свободная собственность» (§ 229). И поэтому частную собственность Гегель считает чрезвычайно важным моментом во всемирной истории, она является, по его мнению, следующей ступенью духа после христианства, принесшего с собой свободу лица. «Лишь в собственности, — утверждает Ге­гель,— лицо есть разум» (стр. 69), лишь через собственность воли получает свое наличное бытие. И поэтому Гегель считает высшей несправедливостью пла­тоновского государства уничтожение частной собственности.

Наряду со свободой собственности Гегель также подчеркивал и необходимость свободы личности. «Заповедь права, — говорит Гегель, — гласит следующим образом: будь лицом и уважай других лиц».

Так возвеличивал Гегель свободу частной собственности и свободу личности — эти основы победно наступавшего буржуазного строя. Несомненно, что эти мысли, которые явились отголоском Великой французской революции, прозвучали в феодально-бюрократической Германии, являвшей собою «напоказ всему миру выставленное ничтожество старого порядка» (Маркс) — как призыв к утверждению новых порядков.

Следует подчеркнуть глубокое понимание Гегелем диалектической связи и взаимозависимости членов гражданского общества — как производителей и по­требителей. «В гражданском обществе, — пишет Гегель, — каждый для себя цель, все другие суть для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть объема своих целей; эти другие суть потому средства для целей особенного» (стр. 211). «В зависимости и взаимности труда и удовлетворении потребностей субъективно себялюбие превращается в содействие удо-