Страница:Гегель. Сочинения. Т. VII (1934).djvu/237

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
233
ОТДЕЛ ВТОРОЙ. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО


§ 212

В этом тожестве в-себе-бытия и положенности обязательно как право лишь то, что̀ есть закон. Положенность составляет ту сторону наличного бытия, в которой может появляться также и случайно поро­ждаемое своеволием и другой особенностью; поэтому то, что́ есть закон, все же еще может быть отличным по своему содержанию от того, что̀ есть право в себе.

Примечание. Поэтому в положительном праве закономерное есть источник того, что́ есть право, или, вернее, того, что законно; по­ложительная наука о праве представляет собою постольку истори­ческую науку, которая имеет своим принципом авторитет. Дальней­шее есть уже дело рассудка и касается внешнего расположения, сопо­ставления, последовательности, дальнейших применений и т. п. Теории, например, уголовного права показывают нам, что́ может наделать рас­судок со своими рассуждениями, исходящими из оснований, когда он пускается в рассмотрение природы самого предмета. Если положитель­ная наука, с одной стороны, не только имеет право, но даже обязана дедуцировать со всей подробностью из положительных данных как ход исторического развития, так и применение и расщепление данных правовых определений, равно как и показывать их последствия, то ее, по крайней мере, не должно абсолютно удивлять, с другой стороны, что и после всех этих доказательств задают вопрос, разумно ли то или другое определение права, хотя бы она и смотрела на такой вопрос, как на очень неприятный для ее дела. — Ср. сказанное нами о пони­мании в § 3.

§ 213

Так как право вступает в существование ближайшим образом в форме положенности, то оно и со стороны своего содержания высту­пает как применение к материи до бесконечности разрознивающихся и запутывающихся в гражданском обществе отношений и видов соб­ственности и договоров, затем — как применение к основанным на сердечности, любви и доверии нравственным отношениям, но как при­менение к последним оно выступает лишь постольку, поскольку в этих отношениях содержится сторона абстрактного права (§ 159). Моральная сторона и моральные заповеди, как касающиеся воли в ее самой настоящей субъективности и особенности, не могут быть пред­метом положительного законодательства. Дальнейший материал до­ставляют права и обязанности, имеющие своим источником само отправление правосудия, государство и т. д.