Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 1 - 1916.djvu/124

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 87 —

другой видъ; единство и различіе отдѣлены и изолированы одно отъ другого. Но если первое берется, не какъ отвлеченное неопредѣленное единство, но, какъ и въ первомъ предположеніи, какъ опредѣленное единство конечнаго и безконечнаго, то въ немъ уже дано различіе обоихъ, — различіе, которое такимъ образомъ не есть уже вмѣстѣ съ тѣмъ распаденіе ихъ на отдѣльныя самостоятельности, а сохраняетъ ихъ единство, какъ идеализованныхъ. Эти единство безконечнаго и конечнаго и ихъ различеніе столь же нераздѣлимы, какъ конечность и безконечность.

Примѣчаніе 2. Положеніе, что конечное идеализовано, составляетъ идеализмъ. Философскій идеализмъ состоитъ не въ чемъ иномъ, какъ въ томъ, что конечное не признается истинно-сущимъ. Всякая философія есть по существу идеализмъ или имѣетъ послѣдній по крайней мѣрѣ своимъ принципомъ, и вопросъ состоитъ лишь въ томъ, въ какой мѣрѣ послѣдній дѣйствительно проведенъ. Съ философіею въ этомъ отношеніи происходитъ то же, что съ религіею; ибо религія также не признаетъ конечности за истинно сущее, за послѣднее, абсолютное. или иначе за не-положенное, несотворенное, вѣчное. Поэтому противоположность идеалистической и реалистической философіи не имѣетъ значенія. Философія, которая приписывала бы конечному существованію, какъ таковому, истинное, послѣднее, абсолютное бытіе, не заслуживала бы названія философіи; принципы древней или новой философіи, какъ-то вода, или матерія, или атомы, суть мысли, общее, идеализованное, а не вещи, какъ онѣ даны непосредственно, т.-е. въ чувственной единичности. Даже вода Ѳалеса не такова, ибо, хотя она есть опытная вода, она есть сверхъ того вмѣстѣ съ тѣмъ бытіе въ себѣ или сущность всѣхъ прочихъ вещей; и эти послѣднія не самостоятельны, не обоснованы внутри себя, но положены въ зависимости отъ другого, отъ воды, т.-е. идеализованы. Если поэтому принципъ, общее, именуется идеа-лизованнымъ, то тѣмъ болѣе должны быть названы пдеализованными понятіе, идея, духъ; и такъ какъ обратно отдѣльныя, чувственныя вещи, идеа-лизованныя въ принципѣ, сняты въ понятіи, еще болѣе въ духѣ, то при этомъ надлежитъ предварительно обратить вниманіе на ту двойственность, которая обнаружилась относительно безконечнаго, именно на то, что съ одной стороны идеализованное есть конкретное, истинно-сущее, а съ другой его моменты точно также суть идеализованное, снятое въ немъ, въ дѣйствительности же только единое есть конкретное цѣлое, отъ котораго моменты неотдѣлимы.

Подъ идеализованнымъ подразумѣвается обыкновенно форма представленія, и идеализованнымъ называется то, что вообще есть въ моемъ представленіи, или въ понятіи, или въ идеѣ, или въ воображеніи и т. д., такъ что идеализованнымъ вообще считается воображаемое, — представленія, которыя не только отличаются отъ реальнаго, но по существу не должны быть реальнымъ. Дѣйствительно духъ вообще есть по существу идеалистъ; въ вемъ, уже когда онъ ощущаетъ, представляетъ, еще болѣе, когда онъ мыслитъ, понимаетъ, содержаніе не есть уже такъ называемое реальное существованіе; въ единствѣ я такое внѣшнее бытіе остается лишь, какъ снятое, оно есть для меня, идеализовано во мнѣ. Этотъ субъективный.идеализмъ, высказы


Тот же текст в современной орфографии

другой вид; единство и различие отделены и изолированы одно от другого. Но если первое берется, не как отвлеченное неопределенное единство, но, как и в первом предположении, как определенное единство конечного и бесконечного, то в нём уже дано различие обоих, — различие, которое таким образом не есть уже вместе с тем распадение их на отдельные самостоятельности, а сохраняет их единство, как идеализованных. Эти единство бесконечного и конечного и их различение столь же неразделимы, как конечность и бесконечность.

Примечание 2. Положение, что конечное идеализовано, составляет идеализм. Философский идеализм состоит не в чём ином, как в том, что конечное не признается истинно-сущим. Всякая философия есть по существу идеализм или имеет последний по крайней мере своим принципом, и вопрос состоит лишь в том, в какой мере последний действительно проведен. С философиею в этом отношении происходит то же, что с религиею; ибо религия также не признает конечности за истинно сущее, за последнее, абсолютное. или иначе за не-положенное, несотворенное, вечное. Поэтому противоположность идеалистической и реалистической философии не имеет значения. Философия, которая приписывала бы конечному существованию, как таковому, истинное, последнее, абсолютное бытие, не заслуживала бы названия философии; принципы древней или новой философии, как-то вода, или материя, или атомы, суть мысли, общее, идеализованное, а не вещи, как они даны непосредственно, т. е. в чувственной единичности. Даже вода Фалеса не такова, ибо, хотя она есть опытная вода, она есть сверх того вместе с тем бытие в себе или сущность всех прочих вещей; и эти последние не самостоятельны, не обоснованы внутри себя, но положены в зависимости от другого, от воды, т. е. идеализованы. Если поэтому принцип, общее, именуется идеа-лизованным, то тем более должны быть названы пдеализованными понятие, идея, дух; и так как обратно отдельные, чувственные вещи, идеа-лизованные в принципе, сняты в понятии, еще более в духе, то при этом надлежит предварительно обратить внимание на ту двойственность, которая обнаружилась относительно бесконечного, именно на то, что с одной стороны идеализованное есть конкретное, истинно-сущее, а с другой его моменты точно также суть идеализованное, снятое в нём, в действительности же только единое есть конкретное целое, от которого моменты неотделимы.

Под идеализованным подразумевается обыкновенно форма представления, и идеализованным называется то, что вообще есть в моем представлении, или в понятии, или в идее, или в воображении и т. д., так что идеализованным вообще считается воображаемое, — представления, которые не только отличаются от реального, но по существу не должны быть реальным. Действительно дух вообще есть по существу идеалист; в вем, уже когда он ощущает, представляет, еще более, когда он мыслит, понимает, содержание не есть уже так называемое реальное существование; в единстве я такое внешнее бытие остается лишь, как снятое, оно есть для меня, идеализовано во мне. Этот субъективный.идеализм, высказы