Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 1 - 1916.djvu/84

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 47 —

Вышеизложенное образуетъ собою также и ту діалектику, которою пользуется разсудокъ противъ понятія высшаго анализа и безконечно — малыхъ величинъ. Объ этомъ понятіи будетъ далѣе сказано подробнѣе. Эти величины опредѣляются, какъ такія, которыя существуютъ въ своемъ исчезновеніи, — не до него, ибо тогда онѣ суть конечныя величины, но и не послѣ него, ибо тогда онѣ суть ничто. Противъ этого чистаго понятія возражали и снова повторяли возраженіе, что такія величины суть или нѣчто или ничто, что нѣтъ средняго состоянія ("состояніе“ есть здѣсь несоотвѣтственное, варварское выраженіе) между бытіемъ и небытіемъ. Тутъ также признается абослютное раздѣленіе бытія и ничто. Но вопреки тому было показано, что бытіе и ничто на самомъ дѣлѣ одно и то же, или, употребляя тотъ же языкъ, что нѣтъ ничего, что не было бы среднимъ состояніемъ между бытіемъ и ничто. Математика обязана самыми блестящими своими успѣхами принятію того опредѣленія, которое противорѣчить разсудку.

Приведенное разсужденіе, дѣлающее и отстаивающее ложное предположеніе объ абсолютной раздѣльности бытія и небытія, должно быть названо не діалектикою, а софистикою. Ибо софистика есть разсужденіе изъ необоснованнаго предположенія, принимаемаго безъ критики и необдуманно; діалектикою же мы называемъ высшее движеніе разума, въ которомъ такія попросту раздѣленныя видимости сами собою, чрезъ то, что онѣ суть, переходятъ одно въ другое, и предположеніе снимается. Діалектическая имманентная природа самихъ бытія и ничто въ томъ и состоитъ, что ихъ истиною оказывается ихъ единство, становленіе. -

2. Моменты становленія.

Становленіе — происхожденіе и уничтоженіе — есть нераздѣльность бытія и ничто; не единство, отвлекающее отъ бытія и ничто; но, какъ единство бытія и ничто, оно есть это опредѣленное единство, въ которомъ столько же есть бытіе, сколько и ничто. Но такъ какъ и бытіе, и ничто каждое нераздѣльно отъ своего другого, ихъ нѣтъ. Поэтому, хотя они и суть въ этомъ единствѣ, но, какъ исчезающія, лишь какъ снятыя (aufgehobene) J). Они понижаются изъ своей первоначально представляемой самостоятельности въ моменты, еще различимые, но вмѣстѣ съ тѣмъ снятые.

Понимаемый въ этой своей различимости, каждый изъ нихъ мыслится въ ней, какъ единство съ другимъ. Становленіе содержитъ, стало быть, бытіе и ничто, какъ два такихъ единства, изъ коихъ каждое само есть единство бытія и ничто: первое — бытіе, какъ непосредственное, и въ отношеніи къ ничто; второе — ничто, какъ непосредственное и въ отношеніи къ бытію; опредѣленія въ этихъ единствахъ имѣютъ неодинаковое значеніе.

Такимъ, образомъ становленіе дано въ двоякомъ опредѣленіи: въ одномъ ничто есть непосредственное, т.-е. оно начинаетъ съ ничто, которое относится

J) Терминъ ..снятіе“ (Aufheben) будетъ объясненъ ниже. Прим, перев.


Тот же текст в современной орфографии

Вышеизложенное образует собою также и ту диалектику, которою пользуется рассудок против понятия высшего анализа и бесконечно — малых величин. Об этом понятии будет далее сказано подробнее. Эти величины определяются, как такие, которые существуют в своем исчезновении, — не до него, ибо тогда они суть конечные величины, но и не после него, ибо тогда они суть ничто. Против этого чистого понятия возражали и снова повторяли возражение, что такие величины суть или нечто или ничто, что нет среднего состояния ("состояние“ есть здесь несоответственное, варварское выражение) между бытием и небытием. Тут также признается абослютное разделение бытия и ничто. Но вопреки тому было показано, что бытие и ничто на самом деле одно и то же, или, употребляя тот же язык, что нет ничего, что не было бы средним состоянием между бытием и ничто. Математика обязана самыми блестящими своими успехами принятию того определения, которое противоречить рассудку.

Приведенное рассуждение, делающее и отстаивающее ложное предположение об абсолютной раздельности бытия и небытия, должно быть названо не диалектикою, а софистикою. Ибо софистика есть рассуждение из необоснованного предположения, принимаемого без критики и необдуманно; диалектикою же мы называем высшее движение разума, в котором такие попросту разделенные видимости сами собою, чрез то, что они суть, переходят одно в другое, и предположение снимается. Диалектическая имманентная природа самих бытия и ничто в том и состоит, что их истиною оказывается их единство, становление. -

2. Моменты становления.

Становление — происхождение и уничтожение — есть нераздельность бытия и ничто; не единство, отвлекающее от бытия и ничто; но, как единство бытия и ничто, оно есть это определенное единство, в котором столько же есть бытие, сколько и ничто. Но так как и бытие, и ничто каждое нераздельно от своего другого, их нет. Поэтому, хотя они и суть в этом единстве, но, как исчезающие, лишь как снятые (aufgehobene) J). Они понижаются из своей первоначально представляемой самостоятельности в моменты, еще различимые, но вместе с тем снятые.

Понимаемый в этой своей различимости, каждый из них мыслится в ней, как единство с другим. Становление содержит, стало быть, бытие и ничто, как два таких единства, из коих каждое само есть единство бытия и ничто: первое — бытие, как непосредственное, и в отношении к ничто; второе — ничто, как непосредственное и в отношении к бытию; определения в этих единствах имеют неодинаковое значение.

Таким, образом становление дано в двояком определении: в одном ничто есть непосредственное, т. е. оно начинает с ничто, которое относится

J) Термин ..снятие“ (Aufheben) будет объяснен ниже. Прим, перев.