Страница:Дернбург. Пандекты. Т. I (1906).djvu/333

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
— 318 —

можность неосуществления тех предположений, которые имелись ими в виду при заключении сделки[1].

Предположение, как общее юридическое понятие, не может найти применения. С правовой точки зрения имеет значение только то, что́ входит в сделку как ее составная часть, в особенности что́ является основанием имущественного предоставления[2] — causa сделки — наконец, что́ присоединяется к ней как возложение — modus[3]. Неисполнение последнего является причиной оспоримости сделки не потому, что исполнение возложения «предполагается», а потому что оно представляет собой составную часть сделки.

§ 116. Общие замечания о побочных определениях.

1. Не без основания условия, сроки и возложения обыкновенно соединяются в одну общую категорию так наз. побочных определений гражданской сделки[4].

Впрочем, многие оспаривают правильность такого обобщения на том основании, что условия и сроки в сделке не являются


  1. Также Kuntze в Sächsisches Archiv für bürgerliches Recht und Prozess, T. 2, стр. 678.
  2. См. выше § 95.
  3. Нередко то, что́ стороны называют предположением, оказывается отлагательным условием. См. R. О. Н. G. Е., т. 19, стр. 50 и R. G. Е., т. 24, стр. 169. Мотивы первого решения согласны с мнением Виндшейда, а другого расходятся с ним.
  4. Многие писатели называют побочные определения „самоограничениями“; так, напр., Savigny, т. 3, стр. 120; Windscheid, т. 1, § 86. Такая характеристика неправильна. Само собой разумеется, что условия и сроки ограничивают действие сделки, но это происходит при всяком определении в сделке, напр. при определении объекта купли. Юридическая сделка, как всякое волеизъявление, индивидуализируется путем ограничений. Кто поэтому условия и сроки называет „самоограничениями“, подразумевает под этим нечто другое, своеобразное. Дело представляется нам тогда в таком виде, будто бы первоначально мысль участников в сделке была направлена на безусловное и бессрочное действие, которое впоследствии уже было ограничено другой мыслью. Но это едва ли правильно. Кто, напр., обещает дать комиссионеру 100 рублей, если он найдет ему покупателя на дом, вовсе не имеет намерения обещать эту сумму безусловно. Сделка эта ограничивается условием совершенно так же, как она ограничивается, напр., размером обещанной суммы. Условием просто устанавливается содержание сделки. См. Fitting в Archiv für civ. Praxis, т. 39, стр. 307, Brinz, т. 4, § 550.