Страница:Исторические этюды русской жизни. Том 3. Язвы Петербурга (1886).djvu/576

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

цировано весьма неопредѣленно. Такъ 17,10% случаевъ мотивировано «разными болѣзнями, касающимися (?) домашней жизни», и 7,02% — «тѣлесными болѣзнями». Какія это могутъ быть болѣзни, касающіяся домашней жизни, понять очень трудно, и самая загадочность эта, а также крайняя ненаучность термина ясно говорятъ, что истинные мотивы въ этой рубрикѣ самоубійствъ не были, почему либо, точно изслѣдованы.

Да и дѣйствительно, такъ называемый, нервозизмъ — эта новая болѣзнь нашихъ дней, распространеніемъ которой ученые объясняютъ увеличеніе душевныхъ болѣзней и самоубійствъ, — до сихъ поръ мало выясненъ. По словамъ ученыхъ, нервозизмъ есть «общее нервное разстройство, не подходящее ни подъ понятіе объ истерикѣ, ни подъ понятіе объ ипохондріи»; это — болѣзненное состояніе, «представляющее рядъ болѣе или менѣе многочисленныхъ функціональныхъ разстройствъ въ сферѣ интеллектуальной, чувствительной, двигательной и даже внутреннихъ органовъ». Можно судить по этому, какъ неясны очертанія этой болѣзни, и какъ легко не замѣтить ее у человѣка.

Достовѣрно одно только, что нервныя разстройства и психическія страданія чрезвычайно усилились въ послѣднее время въ культурныхъ слояхъ общества и у насъ и въ З. Европѣ. По наблюденіямъ Бушю и другихъ спеціалистовъ нервныхъ болѣзней, — нервозизмъ составляетъ болѣе и болѣе частую болѣзнь во всемъ современномъ обществѣ. Чрезмѣрная раздражительность, мускульная слабость, неправильное пищевареніе, безпокойный сонъ — составляютъ обычное явленіе между населеніемъ большихъ городовъ. Въ дальнѣйшемъ развитіи такое состояніе можетъ повести къ потерѣ нравственнаго равновѣсія, ослабленію или извращенію воли, галлюцинаціямъ, меланхоліи и, наконецъ, къ самоубійству.

Любопытно, съ этой точки зрѣнія, распредѣленіе самоубійствъ по сословіямъ, степенямъ культурности и родамъ занятій. Такъ въ Петербургѣ за разсматриваемый періодъ самоубійствъ, въ среднемъ разсчетѣ, приходилось на сто тысячъ разночинцевъ — 36,3, крестьянъ — 20,3, ремесленниковъ (мѣщанъ) — 34, чиновниковъ и дворянъ — 22,1, военныхъ — 18,9, купцовъ — 17 и представителей либеральныхъ профессій — 8,8.

Что касается возрастовъ, то болѣе всего самоубійцъ оказы-


Тот же текст в современной орфографии

цировано весьма неопределенно. Так 17,10% случаев мотивировано «разными болезнями, касающимися (?) домашней жизни», и 7,02% — «телесными болезнями». Какие это могут быть болезни, касающиеся домашней жизни, понять очень трудно, и самая загадочность эта, а также крайняя ненаучность термина ясно говорят, что истинные мотивы в этой рубрике самоубийств не были, почему-либо, точно исследованы.

Да и действительно, так называемый, нервозизм — эта новая болезнь наших дней, распространением которой ученые объясняют увеличение душевных болезней и самоубийств, — до сих пор мало выяснен. По словам ученых, нервозизм есть «общее нервное расстройство, не подходящее ни под понятие об истерике, ни под понятие об ипохондрии»; это — болезненное состояние, «представляющее ряд более или менее многочисленных функциональных расстройств в сфере интеллектуальной, чувствительной, двигательной и даже внутренних органов». Можно судить по этому, как неясны очертания этой болезни, и как легко не заметить её у человека.

Достоверно одно только, что нервные расстройства и психические страдания чрезвычайно усилились в последнее время в культурных слоях общества и у нас и в З. Европе. По наблюдениям Бушю и других специалистов нервных болезней, — нервозизм составляет более и более частую болезнь во всём современном обществе. Чрезмерная раздражительность, мускульная слабость, неправильное пищеварение, беспокойный сон — составляют обычное явление между населением больших городов. В дальнейшем развитии такое состояние может повести к потере нравственного равновесия, ослаблению или извращению воли, галлюцинациям, меланхолии и, наконец, к самоубийству.

Любопытно, с этой точки зрения, распределение самоубийств по сословиям, степеням культурности и родам занятий. Так в Петербурге за рассматриваемый период самоубийств, в среднем расчете, приходилось на сто тысяч разночинцев — 36,3, крестьян — 20,3, ремесленников (мещан) — 34, чиновников и дворян — 22,1, военных — 18,9, купцов — 17 и представителей либеральных профессий — 8,8.

Что касается возрастов, то более всего самоубийц оказы-