Страница:История русской армии и флота Том 01 1911.djvu/22

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена


— 19 —


Потерпѣвъ столь рѣшительное пораженіе и не имѣя никакой возможности разсчитывать на успѣхъ впослѣдствіи, Святославъ вступилъ въ переговоры съ Цимисхіемъ и получилъ право возвратиться Дунаемъ въ Россію, а войска его (ихъ оказалось будто бы 22 тысячи) были даже снабжены довольствіемъ отъ грековъ. Святославъ двинулся Дунаемъ и затѣмъ моремъ въ Днѣпръ. Но здѣсь, у пороговъ, печенѣги преградили ему путь.

Пробиваясь уже весною 972 года, но съ еще болѣе слабою дружиною, Святославъ былъ убитъ, и только воеводѣ Свѣнельду, съ малымъ числомъ воиновъ, удалось вернуться въ Кіевъ.

По признанію византійскихъ писателей, руссы сражались храбро и отчаянно и давно уже пользовались славою побѣдителей надо всѣми сосѣдними народами. Продолжительность происходившихъ въ эту войну сраженій, изъ которыхъ нѣкоторыя, какъ, напримѣръ, 26 и 27 апрѣля, длились около сутокъ, выясняютъ всю стойкость нашихъ предковъ въ бою, — свойство, и до сихъ поръ составляющее отличительную нашу черту. Къ тому же положеніе руссовъ было затруднительно еще и вслѣдствіе полнаго отсутствія у нихъ конницы, — слѣдовательно, условія борьбы съ превосходною тяжелою конницей Цимисхія были крайне невыгодныя.

Что касается самого Святослава, являющагося суровымъ воиномъ, смѣлымъ и предпріимчивымъ, то его предпріятіе въ Болгаріи не можетъ быть признано безразсуднымъ. Во всякомъ случаѣ, Святославъ представляется тутъ отнюдь не искателемъ приключеній. Какъ уже указано выше, его походъ въ Болгарію имѣлъ основною цѣлью утвердиться на Дунаѣ, и уже поэтому нельзя отвергать чрезвычайной важности преслѣдуемой имъ задачи какъ для военнаго, такъ и для политическаго и торговаго могущества Россіи. Не мѣшаетъ, казалось бы, при обсуждении этого вопроса вспомнить и столь сложную современную обстановку, въ которой тотъ же Балканскій полуостровъ и Константинополь являются нашей конечной цѣлью. Не Святославъ ли первый стремился исчерпать до дна именно эту задачу?

Однако, въ самыхъ военныхъ дѣйствіяхъ Святослава нельзя не видѣть недостатка осторожности. Оставленіе незанятыми проходовъ въ Балканахъ, безспорно, составляетъ крупную его ошибку, хотя, какъ видно было выше, есть много основаній предполагать, что она была слѣдствіемъ увѣренности Святослава въ томъ, что войны не будетъ, и послѣдняя оказалась для него неожиданною. Зато трехмѣсячная оборона Доростола, и при томъ оборона въ высшей степени дѣятельная, представляется въ полной мѣрѣ доблестною и несомнѣнно служитъ доказательствомъ далеко недюжинныхъ военныхъ способностей Святослава, а, главное, того его духа, того сознания своего превосходства надъ другими, которое позволяло ему гордо бросать врагу вызовъ: «Иду на вы»…