Страница:Малышев. Курс гражданского судопроизводства. Т. I (1876).pdf/199

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 188 —

недугам. За них ищут и отвечают на суде их родители, опекуны или попечители, как необходимые законные их представители (Уст. 19), сами же они неспособны вести процесс ни лично, ни чрез уполномоченных. Если бы необходимых представителей не было, то сначала они должны быть назначены: ограничение способности к процессу зависит здесь от недостатка общей гражданской дееспособности лица, а не от того, что опека или попечительство над ним уже учреждены. Другой случай, когда лицо объявлено несостоятельным должником; оно теряет право распоряжения своим имуществом, над массою которого учреждается в таком случае особое попечительство, а потому и право его искать и отвечать на суде переходит к конкурсному управлению. По открытии конкурса все имущество несостоятельного должника, наличное и долговое, считается обеспечением его кредиторов и состоит в распоряжении суда и попечительства кредиторов. Однако, конкурсное управление может признать какие-нибудь судебные дела должника безнадежными и для конкурсной массы бесполезными и отказаться от их ведения. В таком случае эти иски остаются в распоряжении должника и он может вести эти дела лично или чрез уполномоченных на свой счет или кредит (Уст. 21 и 22)[1]. Равным образом и все другие иски о правах, не подлежащих обращению в конкурсную массу, естественно остаются открытыми для самого должника; например, иски о правах состояния и т. п. Еще менее ограничены в способности к процессу лица, состоящие под опекою за расточительность[2]. Они не лишаются права искать и отвечать на суде, но обязаны уведомлять о каждом возникшем деле надлежащее опекунское учреждение; кроме того, они не могут без согласия опекуна избирать поверенного, оканчивать дело примирением, делать на суде какие-либо уступки, предъявлять спор о подлоге акта и вступать в ответ по такому спору (Уст. 20). И эти ограничения, как и вся опека над расточителями, естественно относятся только к имущественным искам, не касаясь дел о личных или семейных правах (Уст. о предупр. преступ. 237—40).

За этими исключениями, все прочие лица считаются способными к процессу, будут ли то русские подданные или иностранцы (Уст. 571, п. 5 и ст. 224), не имеющие права внеземельности (ibid. 225). Истец иностранец, не состоящий на русской службе и не владеющий в России недвижимым имением, обязан только, по требованию противной стороны, представить обеспечение издержек по делу и тех убытков, которые может понести ответчик (Уст. 571, п. 5). Но зато и сам он может требовать от ответчика обеспечения издержек и убытков (Уст. 578).

II. Последствия неспособности к процессу. Они состоят:

  1. Кроме того, конкурсное управление или администрация могут поручить ведение дела должнику и на правах уполномоченного от них лица (68 г. Кас. 589, д. Ягупова). Это вполне возможно, потому что несостоятельный должник не теряет общей гражданской дееспособности, не обращается в малолетнего, и не теряет вообще jus standi in judicio. Все ограничение его состоит в том только, что он теряет право распоряжения имуществом, входящим в состав конкурсной массы (Герм. Проект Конкурс. Уст., мотивы к § 12).
  2. „Суд. Вест.“ 71 г., № 53, ст. Розенберга.