Страница:Маржерет. Состояние Российской державы и Великого княжества Московского в 1606 году.pdf/80

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


три тѣхъ воиновъ, которые имѣли помѣстья подъ Москвою, другихъ же отправилъ къ столицѣ съ приказаніемъ пресѣчь подвозъ съѣстныхъ припасовъ; а самъ между тѣмъ подвигался къ ней медленно съ двухтысячнымъ отрядомъ и разсылалъ ежедневно грамоты къ дворянству и простому народу, обѣщая милость покорнымъ, угрожая Божіимъ и царскимъ гнѣвомъ остающимся строптивыми и мятежными. Народъ, получивъ одну изъ сихъ грамотъ, собирался на площади передъ дворцомъ. Тщетно Мстиславскій, Шуйскій, Бѣльскій и другіе хотѣли укротить волненіе: прочитавъ грамоту всенародно, москвичи, возбуждая другъ друга, ворвались во дворецъ, захватили плѣнниками царицу, вдову Борисову съ ея сыномъ и дочерью; взяли подъ стражу Годуновыхъ, Сабуровыхъ, Вельяминовыхъ—ближайшихъ родственниковъ,—и все, что могли найти, разграбили.

Димитрій Іоанновичъ былъ въ Тулѣ за 160 верстъ отъ Москвы, когда получилъ эти извѣстія, и отправилъ князя Василія Голицына для приведенія города къ присягѣ. Между тѣмъ всѣ вельможи устремились навстрѣчу къ Димитрію до самой Тулы. 20 іюня были задушены (какъ думаю) вдовствующая царица и сынъ ея Ѳедоръ Борисовичъ; молву же распространили, что они сами приняли ядъ. Дочь Бориса находилась подъ стражей, всѣхъ же родственниковъ сослали въ разныя мѣста. Тѣло Бориса Ѳедоровича, по просьбѣ вельможъ, вырыли изъ Архангельскаго собора—мѣста погребенія великихъ князей и царей,—и похоронили въ другой церкви.

Наконецъ, 30 іюня Димитрій Іоанновичъ вступилъ въ столицу. Прибывъ сюда, онъ при-


Тот же текст в современной орфографии

три тех воинов, которые имели поместья под Москвою, других же отправил к столице с приказанием пресечь подвоз съестных припасов; а сам между тем подвигался к ней медленно с двухтысячным отрядом и рассылал ежедневно грамоты к дворянству и простому народу, обещая милость покорным, угрожая Божиим и царским гневом остающимся строптивыми и мятежными. Народ, получив одну из сих грамот, собирался на площади перед дворцом. Тщетно Мстиславский, Шуйский, Бельский и другие хотели укротить волнение: прочитав грамоту всенародно, москвичи, возбуждая друг друга, ворвались во дворец, захватили пленниками царицу, вдову Борисову с её сыном и дочерью; взяли под стражу Годуновых, Сабуровых, Вельяминовых — ближайших родственников, — и всё, что могли найти, разграбили.

Димитрий Иоаннович был в Туле за 160 верст от Москвы, когда получил эти известия, и отправил князя Василия Голицына для приведения города к присяге. Между тем все вельможи устремились навстречу к Димитрию до самой Тулы. 20 июня были задушены (как думаю) вдовствующая царица и сын её Федор Борисович; молву же распространили, что они сами приняли яд. Дочь Бориса находилась под стражей, всех же родственников сослали в разные места. Тело Бориса Федоровича, по просьбе вельмож, вырыли из Архангельского собора — места погребения великих князей и царей, — и похоронили в другой церкви.

Наконец, 30 июня Димитрий Иоаннович вступил в столицу. Прибыв сюда, он при-