Страница:Маруся (Вовчок, 1872).pdf/59

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


безпечными, началъ ловить и глотать мошекъ, пользуясь свободнымъ временемъ, выпадающимъ между серьезныхъ заботъ и важныхъ занятій.

Кнышъ снова ввелъ Марусю въ сѣни, но вмѣсто хатнихъ дверей отворилъ двери напротивъ въ комору, преисполненную запасами всего, что служитъ на поддержаніе жизни человѣку: едва можно было двигаться между многочисленными мѣшками муки, крупъ, пшена, гороху, маку, бобовъ,—свѣтъ затемняли гирлянды висѣвшаго хмѣлю, колбасъ, сушеныхъ ягодъ,—коши яицъ, готовыхъ раскатиться отъ неосторожно сдѣланнаго шага, заставляли боязливо пріостанавливаться,—въ немалую тревогу вводили строи бутылей и фляжекъ, пересѣкавшіе путь.

Маруся остановилась при входѣ, выбирая куда лучше ступить,—всюду былъ шагъ опасенъ. Она обратила глаза на Кныша, притворившаго за собою двери, и вдругъ увидала у самаго порога отверзтіе внизъ подъ полъ, и ведущую въ подполье лѣстницу.

— Тихонько спускайся, дивчино,—сказалъ Кнышъ. Береги свои ножки!

Тот же текст в современной орфографии

беспечными, начал ловить и глотать мошек, пользуясь свободным временем, выпадающим между серьезных забот и важных занятий.

Кныш снова ввел Марусю в сени, но вместо хатних дверей отворил двери напротив в комору, преисполненную запасами всего, что служит на поддержание жизни человеку: едва можно было двигаться между многочисленными мешками муки, круп, пшена, гороху, маку, бобов, — свет затемняли гирлянды висевшего хмелю, колбас, сушеных ягод, — коши яиц, готовых раскатиться от неосторожно сделанного шага, заставляли боязливо приостанавливаться, — в немалую тревогу вводили строи бутылей и фляжек, пересекавшие путь.

Маруся остановилась при входе, выбирая куда лучше ступить, — всюду был шаг опасен. Она обратила глаза на Кныша, притворившего за собою двери, и вдруг увидала у самого порога отверстие вниз под пол, и ведущую в подполье лестницу.

— Тихонько спускайся, дивчино, — сказал Кныш. Береги свои ножки!


XIII

Они начали спускаться внизъ по ненадежной лѣсенкѣ, которая гнулась и трепетала подъ ними какъ живая.

Маруся не замѣтила какимъ образомъ открылось подполье,—и какъ оно закрылось—она замѣтила только потому, что они вдругъ очутились въ темнотѣ.

Чѣмъ ниже они спускались по лѣсенкѣ, тѣмъ воздухъ становился свѣжѣе и сырѣе, какъ бываетъ въ погребахъ, куда не заглядываетъ отроду теплый и ясный лучъ солнца. Время отъ времени она чувствовала прикосновеніе надежной и увѣренной руки, заботливо ее поддерживавшей.

Тот же текст в современной орфографии
XIII

Они начали спускаться вниз по ненадежной лесенке, которая гнулась и трепетала под ними как живая.

Маруся не заметила каким образом открылось подполье, — и как оно закрылось — она заметила только потому, что они вдруг очутились в темноте.

Чем ниже они спускались по лесенке, тем воздух становился свежее и сырее, как бывает в погребах, куда не заглядывает отроду теплый и ясный луч солнца. Время от времени она чувствовала прикосновение надежной и уверенной руки, заботливо ее поддерживавшей.