Страница:Материалы для биографического словаря ИАН ч1.pdf/249

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Я. К. Гротъ.

верситета. Въ томъ же 1880 г. онъ, по поводу академическихъ выборовъ, составилъ „Записки“ объ ученыхъ трудахъ (съ библіографическими списками) проф. И. В. Ягича и А. Н. Веселовскаго. Въ 1881 г. въ XXXIII т. Сборника Имп. Русскаго Историческаго Общества имъ изданы „Письма Гримма къ Екатеринѣ II“ и 7 писемъ къ ней Дидро (2-мъ изданіемъ письма Гримма вышли въ 1886 г.).

Осенью 1881 г. Г. впервые посѣтилъ Кавказъ, бывъ командированъ для участія въ V Археологическомъ Съѣздѣ въ Тифлисѣ, и затѣмъ Крымъ. Но лѣто онъ неизмѣнно (кромѣ поѣздокъ за границу въ 1867, 1873, 1876, 1882 и, наконецъ, 1892-мъ гг.) проводилъ въ своей Рязанской деревнѣ, наслаждаясь тишиной, уютной семейной жизнью и благопріятной обстановкой для безмятежной ученой работы.

Къ этимъ первымъ 1880-мъ годамъ относится еще новое академическое предпріятіе Г.: приготовленіе изданія избранныхъ сочиненій и писемъ его друга — П. А. Плетнева, а также рядъ его статей, знакомящихъ русскихъ читателей съ новыми шведскими трудами и источниками, относящимися къ русской исторіи и къ Россіи (о Пальмквистѣ, Э. Лаксманѣ, Котошихинѣ), къ которымъ примыкаютъ и его позднѣйшія статьи о Спренгтпортенѣ (1885 г.). Въ началѣ 1882 г. друзья и почитатели Г. безъ его вѣдома напомнили въ печати о приближающемся 50-лѣтіи его служебной и литературной дѣятельности, и въ сентябрѣ (6-го) Академія и ученолитературные круги чествовали его по этому случаю чрезвычайно искренно и горячо, что вполнѣ отразилось въ многочисленныхъ обращеніяхъ, рѣчахъ, привѣтствіяхъ и всякихъ почетныхъ знакахъ вниманія и признанія заслугъ, которыми онъ былъ почтенъ отъ представителей всѣхъ слоевъ общества, начиная съ Самого Монарха, Императора Александра III, удостоившаго его крайне милостиваго пріема и продолжительной бесѣды. Въ виду выдающихся заслугъ Г. не только въ сферѣ научной, но и педагогической, въ 1881 г. была попытка (повторенная затѣмъ еще въ 1886 г.) привлечь его въ ряды административные, именно въ почетные опекуны, но онъ рѣшительно отклонилъ эти предложенія, желая остаться вѣрнымъ поприщу ученаго и дорожа своей свободой.

Окончаніемъ трудовъ надъ Державинымъ, надъ изданіемъ бумагъ Екатерины II и завершеніемъ 50-тилѣтія дѣятельности Г. вполнѣ естественно заключить этотъ второй періодъ его Петербургской академической карьеры и считать третьимъ — послѣднее десятилѣтіе его жизни, — съ 1883 года до кончины. Этотъ послѣдній періодъ характеризуется работами его въ двухъ главныхъ направленіяхъ — филологическомъ, которое взяло теперь рѣшительный верхъ надъ другими (въ области русскаго правописанія и словаря), и историко-литературномъ — изученія и изданія біографическихъ матеріаловъ о Пушкинѣ и писателяхъ его плеяды.

Въ январѣ 1883 г. Академія торжественно справляла 100-лѣтнюю годовщину рожденія Жуковскаго, и Г. участвовалъ въ этомъ юбилеѣ не только рѣчью на собраніи („Очеркъ жизни и поэзіи Жуковскаго“), но и со-

— 241 —