Страница:Победоносцев. Курс гражданского права. Ч. II (1896).pdf/182

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


— 169 —

«конскаго воспптаиія, но болѣзненному сложенію дѣтей; принимается въ соображеніе, кто изъ родителей, по состоянію своему и но роду занятій, имѣетъ болѣе средствъ и возможности заняться воспитаніемъ дѣтей и т. под.

На случай развода главнымъ руководствомъ для судебной практики служили издревле два постановленія римскаго права. Въ одномъ сказано, что не слѣдуетъ раздѣлять дѣтей между раздѣленными супругами исключительно но полу, но судья долженъ въ каждомъ данномъ случаѣ разсудить, у отца или матери дѣти должны оставаться и воспитываться. Другое постановленіе (117 Новеллы) слѣдующее. Когда дошло до развода между супругами, то рожденныя отъ брака дѣти никоимъ образомъ не должны терпѣть ущерба отъ расторженія брака, но призываются къ наслѣдству послѣ родителей, и безъ сомнѣнія должны получать свое содержаніе изъ средствъ отца. Если повода» къ разлученію поданъ со стороны отца, и притомъ мать не вступитъ во второй бракъ, то пусть дѣти воспитываются у матери, а аа издержки воспитанія отвѣчаетъ отецъ. Если же бракъ расторгнутъ но винѣ матери, то пусть дѣти остаются и воспитываются у отца. Если случится, что отецъ имѣетъ мало средствъ, а мать богата, тогда пусть дѣти, скудныя своими средствами, остаются и воспитываются у матери. Какъ богатыя дѣти принуждаются доставлять содержаніе бѣдной матери, такъ точно справедливость требуетъ, чтобъ и мать богатая дѣтей содержала. Изъ этихъ постановленіи слѣдуетъ, что дѣти вообще предоставляются невинному супругу, что средства для воспитанія дѣтей повиненъ давать отецъ или вообще тотъ изъ родителей, кто наиболѣе состоятеленъ, и, наконецъ, что въ сомнительныхъ обстоятельствахъ нопросъ о томъ, кому отдать дѣтей, рѣшается судьею но соображеніи съ пользою дѣтей и съ характеромъ и обязанностями родителей.

Изъ этого постановленія нстекаютт» главнымъ образомь и нрава новѣйшихъ законодательствъ. Если есть соглашеніе между супругами при разводѣ, относительно дѣтей, то участь ихъ опредѣляется этимъ соглашеніемъ: а когда его пѣтъ, необходимы указанія закона.

Но прусскому закону воспитаніе дѣтей предоставляется, ль случаѣ развода, невинной сторонѣ; а когда обѣ стороны невинны, дѣти отдаются матери до 4-лѣтняго возраста, потомъ переходить къ отцу. Издержки надо ють на отца, развѣ бы оказалось, что онъ безъ средствъ, а средства есть у матери. Но н мать при отцѣ не освобождается отъ участія въ расходахъ. Въ австрійскомъ законѣ есть подобное же постановленіе. По французскому закону дѣти отдаются тому изъ супруговъ, по чьему гику состоялся разводъ; но судъ можетъ, но заявленію родственниковъ или прокурора, распорядиться и иначе, если то нужно для пользы дѣтей, т. с. можетъ поручить ихъ на попеченіе другому супругу, или отдать на руки третьему лицу. По всякомъ случаѣ родители не лишаются права видѣть дѣтей, наблюдать за ихъ воснитаніемь, и не устраняются оть обязанности доставлять средства на воспитаніе ихъ, глядя но состоянію каждаго. (См. о семъ статью Гейн-церлппга въ Агсіі сіѵ. Рг. 1872 г.).

Новые законы нынѣшняго столѣтія отличаются стремленіемъ къ религіозной терпимости и къ уравненію вѣроисповѣданіи свободою совѣсти. По это стремленіе впадаетъ нерѣдко въ крайность и вмѣсто обезпеченія