Страница:Путешествие А. Э. Норденшельда вокруг Европы и Азии на пароходе «Вега» в 1878-1880 г. Часть первая.pdf/51

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


по ту сторону рѣки была хорошо заселена. Съ тѣхъ поръ какъ уѣхалъ изъ родины, онъ не видѣлъ населенныхъ мѣстъ. Повсюду направо отъ себя онъ видѣлъ одну пустыню. За исключеніемъ нѣсколькихъ рыбаковъ, птицелововъ и охотниковъ, которые всѣ были Финны, онъ никого не встрѣчалъ на своемъ пути; налѣво на всемъ протяженіи виднѣлось безпредѣльное море. Біармы хорошо воздѣлали свою землю, но Отеръ и его спутники не рѣшались выйдти на берегъ. Земля Терфинновъ[1] была вездѣ пустынна, за исключеніемъ тѣхъ мѣстъ, гдѣ останавливаются рыболовы, птицеловы и охотники.

Біармы подѣлились съ Отеромъ своими свѣдѣніями о собственной странѣ и о странахъ ихъ окружавшихъ. Но онъ не зналъ, что изъ этихъ извѣстій было вѣрно, такъ какъ самъ никогда не видалъ эти страны. Онъ полагалъ, что Финны и Біармы говорятъ почти на одномъ языкѣ. Отеръ ѣздилъ туда, главнымъ образомъ, не для того чтобы изучать свойства страны, а для ловли моржей, (hvalross)[2], такъ какъ зубы ихъ очень цѣнны, нѣсколько такихъ зубовъ были привезены путешественниками королю. Кожа-же моржей весьма пригодна для снастей.

Этотъ родъ китовъ гораздо мельче другихъ, они не длиннѣе 7 локтей. Въ его странѣ они цѣнятся очень высоко. Здѣсь встречаются киты длиною въ 48 локтей, а самые большіе въ 50 локтей. Отеръ разсказывалъ, что онъ самъ съ 5-ю другими ловцами въ два дня убилъ 60 штукъ китовъ.[3]

  1. Подъ Финнами здесь разумеются Лопари, а подъ Терфиннами жители терскаго берега русской Лапландіи.
  2. Моржи и теперь еще ежегодно ловятся на льду при входѣ въ Бѣлое море вблизи берега (см. мое описаніе экспедиціи 1875 къ устью Енисея и въ Сибирь, помѣщенное въ „Bihang till Vetenskaps-Akad. Handl.“, томъ № 4, 1). Теперь они встречаются тамъ рѣдко и повидимому не подходятъ близко къ землѣ; вообще же они прежде жили по всему сѣверному берегу Норвегіи. Они вероятно изгнаны оттуда тѣмъ же путемъ, какъ отъ Шпицбергена. Съ какой быстротою уменьшается ихъ количество видно изъ того, что я во время своихъ сѣверныхъ поѣздокъ, которыя начались въ 1858 г., ни разу не видѣлъ моржей ни на Медвѣжьихъ островахъ, ни на западномъ берегу Шпицбергена, а по словамъ китолововъ, десять лѣтъ тому назадъ они встречались тамъ стадами въ сотни и въ тысячи штукъ. Самъ я виделъ подобное стадо въ Іюлѣ 1861 г. въ Хинлупскомъ проливѣ; когда же я снова былъ въ этомъ проливе во время путешествіи 1868 г. и 1872—73 г., то не видѣлъ уже тамъ ни одного моржа.
  3. Такъ какъ казалось не вѣроятнымъ, чтобы шесть человѣкъ могли въ два дня перебить 60 большихъ китовъ, то это место причинило объяснителямъ разсказа Отера много затрудненій. Но вероятно въ разсказѣ подразумеваются не
Тот же текст в современной орфографии

по ту сторону реки была хорошо заселена. С тех пор как уехал из родины, он не видел населенных мест. Повсюду направо от себя он видел одну пустыню. За исключением нескольких рыбаков, птицеловов и охотников, которые все были финны, он никого не встречал на своем пути; налево на всем протяжении виднелось беспредельное море. Биармы хорошо возделали свою землю, но Отер и его спутники не решались выйти на берег. Земля терфиннов[1] была везде пустынна, за исключением тех мест, где останавливаются рыболовы, птицеловы и охотники.

Биармы поделились с Отером своими сведениями о собственной стране и о странах их окружавших. Но он не знал, что из этих известий было верно, так как сам никогда не видал эти страны. Он полагал, что финны и биармы говорят почти на одном языке. Отер ездил туда, главным образом, не для того чтобы изучать свойства страны, а для ловли моржей, (hvalross)[2], так как зубы их очень ценны, несколько таких зубов были привезены путешественниками королю. Кожа же моржей весьма пригодна для снастей.

Этот род китов гораздо мельче других, они не длиннее 7 локтей. В его стране они ценятся очень высоко. Здесь встречаются киты длиною в 48 локтей, а самые большие в 50 локтей. Отер рассказывал, что он сам с пятью другими ловцами в два дня убил 60 штук китов.[3]

  1. Под финнами здесь разумеются лопари, а под терфиннами жители терского берега русской Лапландии.
  2. Моржи и теперь еще ежегодно ловятся на льду при входе в Белое море вблизи берега (см. мое описание экспедиции 1875 к устью Енисея и в Сибирь, помещенное в «Bihang till Vetenskaps-Akad. Handl.», том № 4, 1). Теперь они встречаются там редко и, по-видимому, не подходят близко к земле; вообще же они прежде жили по всему северному берегу Норвегии. Они, вероятно, изгнаны оттуда тем же путем, как от Шпицбергена. С какой быстротою уменьшается их количество видно из того, что я во время своих северных поездок, которые начались в 1858 г., ни разу не видел моржей ни на Медвежьих островах, ни на западном берегу Шпицбергена, а по словам китоловов, десять лет тому назад они встречались там стадами в сотни и в тысячи штук. Сам я видел подобное стадо в июле 1861 г. в Хинлупском проливе; когда же я снова был в этом проливе во время путешествия 1868 г. и 1872—73 г., то не видел уже там ни одного моржа.
  3. Так как казалось невероятным, чтобы шесть человек могли в два дня перебить 60 больших китов, то это место причинило объяснителям рассказа Отера много затруднений. Но, вероятно, в рассказе подразумеваются не