Страница:Путешествие по Китаю в 1874—1875 гг. (Пясецкий, 1880).pdf/145

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



На станціи Ty-Mа́-Toy наши вещи навьючивали на ословъ и муловъ. Вьючка кончилась уже поздно, — когда совсѣмъ стемнѣло, и мы выѣхали только въ десятомъ часу вечера, предполагая проѣхать сегодня еще пятнадцать верстъ; ѣхать же приходилось шагомъ, потому что лошади были очень плохи, худы и измучены… Когда опять доплетемся до ночлега! Переѣхали мостъ, устроенный надъ рѣкою — Цинъ-цзы-хо. Онъ весь каменный, на пяти стрѣльчатыхъ аркахъ, и имѣетъ по-бокамъ массивную также каменную ограду, которая впрочемъ на одной сторонѣ почти вся разрушилась. Мостъ, какъ видно, старинный; онъ выстланъ огромными каменными, хорошо сохранившимися плитами; подъемъ на него и спускъ довольно круты. Когда дорога стала ровнѣе, мы попробовали заставить лошадей идти рысью; но онѣ скоро отказались, и мы долго тащились шагомъ, пока наконецъ достигли станціи Юй-Линъ, гдѣ нашли трехъ изъ своихъ спутниковъ, уѣхавшихъ впередъ на лучшихъ лошадяхъ, уже спящими. Мы съ Матусовскимъ напились чаю съ грязнымъ сахарнымъ пескомъ, потому что своего сахару некогда было доставать и, записавъ кой что, улеглись спать; но крикъ на дворѣ, нереполненномъ китайцами-извозчиками и животными, еще долго не давалъ намъ покою.

17-го АВГУСТА.

Выѣхали въ восемь часовъ утра. Дорога за городомъ шла по широкой долинѣ, по обѣимъ сторонамъ которой возвышались на подобіе гигантскихъ стѣнъ кряжи горъ, сходившихся впереди и, какъ казалось, замыкавшихъ долину. На вершинахъ ихъ возвышаются башни Великой Стѣны, которая вьется по холмамъ и ложбинамъ горъ. Дорога была песчаная и усѣянная обломками гранита и кварца. Черезъ нѣсколько часовъ мы приблизились къ горамъ и остановились въ деревнѣ Ча-Дао, чтобы позавтракать и перемѣнить лошадей.

Далѣе путь нашъ лежалъ черезъ ущелье, которое запираетъ другая вѣтвь Великой Стѣны, — позднѣйшей и болѣе прочной постройки. Въ этомъ мѣстѣ въ ней находятся ворота, ведущія въ ущелье, извѣстное подъ названіемъ Гуанъ-Гоу'скаго прохода. Дорога, ведущая черезъ это ущелье, доступна только для всадниковъ, вьючныхъ животныхъ, да китайскихъ телѣгъ, — этихъ несокрушимыхъ экипажей, незнающихъ никакихъ преградъ. Карабкаясь по безобразнымъ глыбамъ красноватаго гранита, усыпаннымъ остроугольнымъ щеб-