Страница:Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Том 4 (1883).djvu/165

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


папскаго легата, пребывавшего при королевскомъ дворѣ, выхлопоталъ для нихъ, іезуитовъ, это епископство.

Пильтенцы видѣли это и соображали и ежедневно убѣждались, какъ укоренялись іезуиты въ придвинскомъ княжествѣ и какъ они величались торжествомъ своего ученія. Ибо кардиналъ приказалъ красиво возобновить рижскій замокъ внутри и делѣлъ написать на стѣнахъ нижеслѣдующіе и другіе стихи, въ видѣ тріумфа, что рижане приняли іезуитовъ.

Devicto Moscho, qui vincere sueverat omnes,
His ubi pax terris reddita rursus erat,
Prisca atque religio Rigam revocata vigere
Coeperat in templo dive Jacobo tuo,
Haec renovata arx est,
и пр.

Также и новый епископъ венденскій возобновилъ тамошній замокъ и следующее двустишіе помѣстилъ надъ своимъ гербомъ:

Haeresis et Moschi postquam devicta potestas:
Livonidum primus pastor ovile rego.

И многіе простодушные люди такъ разсуждали, что тутъ вѣру ставили на первый планъ, а не изгнаніе московитовъ. А подобныя мысли изъ того возникали, что однажды нѣсколько іезуитовъ отправились въ море съ ненѣмецкими (латышскими) рыбаками и велѣли они рыбакамъ забросить сѣти и потомъ вытянуть, за тѣмъ спрашиваютъ ихѣ: отчего, это такъ вышло, что мало рыбы поймали, вѣдь прежде они лавливали гораздо больше? Рыбаки отвѣчали, что помнятъ лучшія времена, когда рыбы точно лавливали больше, а теперь рыба ужь такъ не ловится. Іезуиты и спрашиваютъ причину того, но бѣдные простаки не умѣли какъ объяснить это. Тогда одинъ іезуитъ и говоритъ: Это отъ того происходцтъ, что вы твердо не стояли при словѣ Божіемъ и древней чистой католической вѣрѣ. И начали іезуиты ревностно напоминать рыбакамъ о томъ и зачерпнули немного воды изъ моря, и взяли пойманную рыбу и, послѣ совершенія обрядовъ и заклинаній окрестили море «во имя Отца и Сына и Св. Духа», благословили воду и пойманную рыбу и рыбу ту живою бросили опять въ море. Затѣмъ сказали рыбакамъ, чтобы они серебряную и всякую другую рыбу, какую въ этихъ мѣстахъ ловятъ, ловили въ честь св. Іакова въ Ригѣ, и чтобы они не сомнѣвались, что какъ только войдутъ въ общеніе съ папскою католическою церквію, то по молитвѣ іезуитовъ и рыбы почнутъ ловить больше. Хотя они говорили такъ для того, чтобы простодущныхъ бѣдныхъ людей привлечь къ большему страху Божію, но такія слова навели многихъ простаковъ на другія мысли и соображенія.

А также былъ еще и другой новый католикъ, ливонецъ, изъ дворянскаго рода Шенкинговъ. Онъ былъ выбранъ пробстомъ въ Венденъ и по собственному усердію, какъ онъ самъ говоритъ, пошелъ